Факторы, учитываемые при формулировке стратегии НИОКР

К факторам следует отнести:

а) прогнозы экономической обстановки.

Прогнозирование должно быть комплексным, его результатом считается открытие новых конкурирующих технологий и возникающих благодаря им сфер экономической деятельности. Значимость прогнозирования экономической обстановки для формулирования стратегии рассматривается в трех аспектах:

- анализ будущих угроз и благоприятных возможностей;

- исключение неожиданностей;

- поиск новых конкурирующих технологий в сфере бизнеса;

б) сравнительная эффективность затрат на новую технику;

в) риск против окупаемости.

Анализ риска может привести к выводу, что крупная организация, которая имеет возможность «разложить» общую величину риска на ряд проектов, применяет наступательную стратегию. Небольшие предприятия или предприятия, выпускающие большую номенклатуру продукции, имеют основания для выбора защитной стратегии, гарантирующей меньший риск. Подобная логика не всегда находит отражение в практической деятельности. Временами наблюдается обратный эффект. Причиной этого может быть, что руководители крупных предприятий менее склонны к риску, чем их конкуренты-предприниматели из небольших организаций;

г) анализ потенциала.

Принятию решения относительно стратегии должна предшествовать оценка собственных достоинств и слабости.

 

Виды стратегий НИОКР

а) наступательная стратегия. Этой стратегии присущи высокий риск, высокая возможность окупаемости, способность видеть новые рыночные перспективы и умение быстро реализовать их в продукции.

б) Защитная стратегия предполагает существенно невысокий риск; применяется на предприятиях, способных получать прибыль в условиях конкуренции. Величина прибыли зависит от доли рынка, издержек производства. Такая стратегия используется предприятиями более сильными в вопросах маркетинга и производства по сравнению с НИОКР. В то же время предприятие должно сохранять достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на нововведения, внедренные конкурентом.

в) Лицензирование, иногда её называют поглощающей стратегией.

Лицензирование открывает много благоприятных возможностей для приобретения лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР. Продажа лицензии на собственное крупное нововведение может оказаться эффективной для предприятий, придерживающихся наступательной стратегии.

г) Промежуточная стратегия строится на сознательных усилиях, направленных на избежание прямой конфронтации, на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных сильных.

д) Разбойничья стратегия (приобретение нечестным путем).

Рыночный лидер может оказаться уязвимым перед новой технологией и её не внедрять, т. к. боится отрицательных последствий. Разбойничья стратегия позволяет применять новую технологию на предприятиях, имеющих некоторый опыт; предлагать новую продукцию на рынке, когда данное нововведение уменьшает общий размер рынка. Это обеспечивает преимущества на ранней стадии, но в долгосрочной перспективе успех будет тогда, когда используется ещё и наступательная стратегия, позволяющая удержать научно-техническое лидерство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: