Приоритетные направления инновационного развития

Перспективными направлениями для воспроизводства российской экономики являются обеспечение существенного роста производительности труда и создание высокотехнологичных рабочих мест.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части экономики труда поставлены следующие задачи: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г., увеличение производительности труда в 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.

Минэкономразвития подготовило Методические материалы по формированию и реализации программ инновационного развития на предприятиях, одобренные Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 20 декабря 2012 г. Во исполнение поручений, содержащихся в майских указах президента, Федеральная служба государственной статистики разработала план деятельности на 2013—2018 гг., предусмотрев в нем формирование и предоставление актуальной и достоверной статистической информации президенту, органам власти, организациям и гражданам, а также международным организациям для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы и удовлетворения информационных потребностей общества.

Согласно указанному плану сформирована статистическая информация об индексе производительности труда; утверждена методика расчета показателя, характеризующего прирост высокопроизводительных рабочих мест; сформирована статистическая информация о приросте высокопроизводительных рабочих мест.

Российский союз промышленников и предпринимателей в целях реализации указа президента предусмотрел в программе своей работы на период до 2018 г. принять участие:

• в создании рабочих мест и повышении качества рабочей силы;

• подготовке и реализации отраслевых и секторальных инновационных программ, включая госпрограммы;

• создании системы стимулов для модернизационных и инновационных проектов;

• разработке профессиональных стандартов и обеспечении сопряжения сфер труда и образования.

Таким образом, в соответствии с указаниями правительства подготовлено необходимое научно-методическое обеспечение по формированию и реализации инновационных программ модернизации, повышению производительности, созданию высокотехнологичных рабочих мест взамен устаревших.

Согласно материалам исследования, проведенного Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом в соответствии с поручениями указа президента, среди приоритетных направлений экономического развития были выявлены следующие научно-инновационные механизмы, которые могут привести к росту производительности и созданию высокотехнологичных рабочих мест, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

1. Создание сети инновационно-технологических кластеров, интегрирующих в свой состав различные специализированные кластеры:

• машиностроения и металлообработки;

• инновационно-технологический;

• разработчиков и производителей изделий медицинского назначения;

• разработчиков и производителей систем связи;

• физико-технологический центр наноэлектроники;

• электронно-приборостроительный;

• применение полимерных материалов;

• судостроение;

• опто-, радио-и акустоэлектроники и др.

Целью кластерной политики является повышение эффективности и уровня конкурентоспособности промышленного комплекса Санкт-Петербурга на основе максимально полного использования отраслевых, технологических, инновационных, человеческих, финансовых и административных ресурсов с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.

Основные задачи кластерной политики:

• формирование условий для эффективного организационного развития кластеров;

• обеспечение финансовой поддержки развития кластеров на условиях софинансирования конкретных инициатив субъектов кластера;

• содействие развитию НИОКР и технико-технологической среды, направленной на повышение конкурентоспособности субъектов кластера на внешних рынках;

• содействие интеграции различных хозяйствующих субъектов в процессе создания и развития кластеров;

• содействие расширению рынков субъектов кластера;

• подготовка и переподготовка кадров для организаций, образующих кластеры;

• модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие кластеров;

• создание комплексной системы мониторинга реализации кластерной политики и развития кластеров.

2. Использование системы менеджмента качества согласно требованиям ГОСТ ISO 9001—2011 и концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), для которых характерны следующие особенности:

• возможность применения разнообразных методов менеджмента качества (планирования и контроля качества, стратегического менеджмента, анализа и др.);

• использование системного подхода, включающего целевой, процессный и другие подходы.

Стандарты качества устанавливают требования к целевым системам менеджмента, однако не показывают, как достичь соответствия им. Они могут оказать влияние на рост производительности и эффективности труда при увязке их с модернизацией рабочих мест, реинжинирингом трудовых процессов и другими мерами организационно-технического порядка.

3. Технологическая модернизация, рационализация рабочих мест и создание новых взамен устаревших.

Под модернизацией понимается дооборудование, реконструкция и иные виды работ (включая приобретение соответствующего оборудования), которые приводят к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, его технического уровня и появлению у него новых экономических характеристик.

Важной составляющей технологической модернизации является аттестация и рационализация рабочих мест (АРМ). При этом следует иметь в виду, что АРМ бывает двух видов:

1) по условию труда АРМ проводится в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ и носит обязательный характер для предприятий всех форм собственности. В этом случае это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Минтруд РФ своими приказами регулирует систему проведения обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) по технико-технологическому и организационно-экономическому уровню аттестация и рационализация рабочих мест проводится с целью повышения производительности труда и эффективности производства.

Критериями оценки являются:

• общая эффективность и доходность рабочего места;

• прогрессивность применяемого технологического процесса и степень оснащения рабочих мест необходимыми для работы видами основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснасткой, а также нормативно-правовой, технической, справочной и другой документацией;

• рациональность планировки рабочих мест, т.е. достаточность отведенной для них площади, рациональность расположения основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, а также самих работников;

• эффективность организации обслуживания рабочих мест, имея в виду различные виды обслуживания используемых средств труда и самих работников;

• эффективность применяемых методов и приемов труда занятых работников с учетом организации и планирования работ, расстановки работников, нормирования труда, построения систем материального и морального стимулирования и др.;

• наличие благоприятных условий труда, соблюдение требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Уровень создания работнику или группе работников необходимой обстановки и условий для успешного выполнения производственных заданий определяется на основании того, насколько соблюдаются нормы технического, технологического, организационного, экономического и социального характера, предъявляемые к системе рабочих мест. Чем более состояние рабочих мест отвечает этим требованиям, тем выше степень обеспечения условий для высокопроизводительного труда. Если все предъявляемые требования выполняются, наличие условий для продуктивного труда считается достаточным.

Требования аттестации представляют собой систему норм, правил и ограничений технико-технологического, социально-экономического, организационного и кадрового характера, предъявляемых к рабочему месту. Перечень конкретных требований, предъявляемых к состоянию системы рабочих мест, устанавливается аттестационной комиссией. Эта работа может быть возложена на отраслевые научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие структуры, ответственные за научно-методическое обеспечение хозяйственной деятельности организации.

Следует, однако, иметь в виду, что синергетический эффект от модернизации и рационализации рабочих мест может быть получен при комплексном, системном решении задачи повышения производительности труда: реинжиниринга трудовых процессов на основе усовершенствованной техники и технологии; применения системы бережливого производства и научных методов организации труда; повышения профессионально-квалификационного уровня работников, использования прогрессивных методов вознаграждения и мотивации труда и др. Главным источником знания при этом могут быть университетские лаборатории и специализированные организации, где накоплен опыт в выполнении подобных работ.

Чтобы уметь интегрировать и применять накопленные знания и положительный опыт для решения проблем модернизации производства, необходимо рассматривать объект исследования как единое целое, располагая эти сведения в контексте, в котором они только и приобретают свой смысл.

Системный подход и контекстуализация являются существенным условием решения проблем эффективности и роста производительности труда.

4. Целевые комплексные программы повышения производительности, создания высокотехнологичных рабочих мест и бережливого производства.

Эффективность использования программно-целевых методов при решении задач повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест достигается за счет усиления роли горизонтальных связей, ориентации цели на конечные результаты, централизации функций управления всеми основными элементами программы, реинжиниринга трудовых процессов. Обеспечение согласованного действия исполнителей на всех этапах разработки и реализации программы может быть осуществлено на основе современных информационных технологий, информационно-логических моделей и др.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизмы реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности программы. Разработка региональной программы осуществляется в контексте стратегии социально-экономического развития региона в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596, который обязателен для выполнения во всех регионах и на всех предприятиях независимо от форм собственности.

Важное значение при этом имеет функциональное управление повышением производительности и созданием высокотехнологичных рабочих мест, которое включает:

• измерение и оценку уровня производительности на начальном этапе создания программно-целевого механизма обеспечения ее роста;

• оперативное планирование мероприятий, предусмотренных программой повышения производительности труда;

• осуществление контроля за внедрением отдельных мероприятий и программы в целом;

• корректировку, в случае необходимости, реализуемых мероприятий;

• изучение и обобщение опыта реализации программ в других организациях;

• измерение и оценку результативности осуществляемых мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: