Понятие управления людьми в контексте инновационно-креативной деятельности

Основой создания экономического продукта является «соединение» работника со средствами производства.

Динамичный и сложный характер производства порождает целый ряд системных проблем управления, требующих комплексного, целостного рассмотрения. К числу таких проблем относится управление человеческими ресурсами (human resource management).

По определению Всемирного банка (World Bank) термин «человеческие ресурсы» употреб ляется для обозначения суммарной ценности так называемого живого труда (величина которого определяется в основном количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны — все социально активное население) и человеческого капитала, которым обладают эти люди (включающего способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, профессионально-квалификационные компетенции, трудовые навыки, интеллектуально-креативный уровень развития и др.).

В Российской Федерации в состав трудовых ресурсов входит общая численность трудоспособного населения, а также число работающих пенсионеров и подростков (моложе 16 лет), за исключением неработающих инвалидов рабочего возраста I—II групп и получающих пенсию на льготных условиях.

В международной практике по методологии Всемирного банка трудовые ресурсы определяются как совокупность работников (мужчин и женщин) в стране, относящихся к экономически активной возрастной группе (от 15 до 65 лет). Сюда также относятся военнослужащие и безработные, за исключением учащихся, домохозяек и других лиц, занятых неоплачиваемым трудом.

Человеческий капитал представляет собой совокупность психофизиологических, интеллектуальных, физических, моральных, социальных, нравственных, креативных и других способностей человека, которые могут приносить доход.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека в виде затрат на его образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и др.

Крупный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли исследования Г. Беккера, Т. Шульца, Дж. Минкера[2]. Ключевая идея их совместного труда — «Человеческий капитал» — состояла в доказательстве экономической целесообразности крупных вложений капитала — как частных, так и государственных — в «человеческий фактор». Беккер убедительно показал, что крупные затраты на образование и подготовку будущих специалистов, их медицинское обслуживание, разного рода социальные программы, направленные на сохранение, поддержание на должном уровне и воспроизводство кадров, равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования и технологий, обеспечивая в будущем такие же, если не большие, прибыли как частному бизнесу, так и всему обществу.

Инвестиции в «человеческий капитал» Беккер определял как совокупность прямых денежных затрат на образование и дохода, недополученного за время, затраченное на обучение. Он показал, что образование прибыльно с точки зрения индивида в том случае, если реальная стоимость затрат (издержек) на образование и прибыль составляют положительную величину. Более того, в той степени, в какой заработная плата отражает реальные предельные продукты труда, вложения в «человеческий капитал» являются действительными инвестициями с точки зрения общества. Беккер обосновал возможность подсчитать прибыльность этих инвестиций как с позиций отдельного индивида, так и общества в целом.

Беккер применил теорию «человеческого капитала» к проблеме неравенства доходов, подчеркнув значение инвестиций в обучение и образование для эволюции возможностей получения дохода на протяжении жизненного цикла, в отличие от простого сопоставления размеров дохода между людьми в определенный период. Он также одним из первых исследовал и попытался выразить количественно связь между способностями и образованием, выявил различия между «человеческим капиталом» вообще и специфическим «человеческим капиталом» фирмы, дал объяснение ряду эмпирических наблюдений. Так, например, с позиций теории «человеческого капитала» объяснялась бо льшая мобильность более молодых работников, в частности их готовность перейти на работу, связанную с переездом на другое место жительства. Ранее проблеме давалось традиционное объяснение (инертность старшего возраста и т.п.). Беккер связал это явление с тем, что более старые работники располагают в перспективе меньшим временем, чтобы получить прибыль от перемещения на новое место работы.

Непосредственно с работами по теории капиталовложений в «человеческий фактор» связаны исследования Беккера в области экономики семьи, которые находятся на стыке экономики, демографии, социологии, права и даже морали. Он подверг экономическому анализу семью, в том числе брак, развод, выбор числа детей, решение вопросов, связанных с их здоровьем, воспитанием, обучением и образованием и т.п. Его исследования в этой области получили название «новая теория потребления» (new theory of consumption). Беккер считается одним из создателей этой теории наряду с Дж. Матом и К. Ланкастером[3].

Человеческий капитал приносит доход, если он реализуется на практике. Этот процесс получил название креативности.

Большой вклад в развитие теории креативной деятельности внес русский ученый профессор О. Н. Мельников, учредитель журнала «Креативная экономика» (г. Москва).

Креативность (creative — созидание; creator — создатель, творец) в широком понимании определяется как способность к генерации существенных новаций в любом виде. В экономическом смысле — как продуктивная, ориентированная на результат способность работника к генерации существенных новаций в любой деятельности, которые должны быть эффективны, легко распространяемы и широко используемы.

При этом можно выделить несколько общих черт, присущих креативной деятельности:

• творческий компонент труда, т.е. способность к созданию новых форм или новому сочетанию уже известных элементов;

• ориентация на результат, т.е. выгоды, которые может получить субъект от креативной идеи;

• принципиальный характер креативной идеи, ее ценность.

Креативность должна приводить к принципиальному сдвигу характера конкуренции или потребления на данном рынке. Благодаря креативному решению компания делает качественный скачок в сознании потребителя и выходит в лидеры конкурентной борьбы. Иначе говоря, в экономическом смысле желаемый результат креативности — повышение эффективности деятельности организации, которое может проявляться как напрямую (например, снижение собственных затрат благодаря перестройке процессов ведения бизнеса; увеличение доходов в результате создания и внедрения инноваций), так и косвенно (например, повышение скорости реакции организации на изменение внешней среды и др.).

Следует заметить, что знания, профессиональная компетентность, трудовые навыки, опыт принадлежат человеку и являются его неотчуждаемой собственностью. Креативность же отчуждаема и приносит доход в любой деятельности.

Таким образом, формирование креативных работников — необходимое условие инновационного пути решения социально-экономических, научных и технологических проблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: