По мере экономического развития наблюдается перераспределение интеллектуальных и материальных затрат, происходит увеличение первых, а физический труд становится вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных и технических знаний, накопленных человечеством. Сегодня информация и знания являются новым определяющим фактором экономического развития, поддерживающим конкурентоспособность и гибкость национальных экономик. Знания и информация превращаются в стратегический ресурс, вовлекаясь в практическую переработку в виде инноваций, и выступают главным источником стоимости. Как отмечал Т. Сокайя: «Мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями»[4]. Можно сказать, что решающим источником стоимости становятся знания, происходит в известной степени замещение рутинного физического труда знаниями, которые обогащают трудовую теорию стоимости приращением стоимости, создаваемой знаниями. Этот важный аспект обновленной трудовой теории стоимости фактически не учитывается в российской практике оплаты высококвалифицированного труда, мотивации работников в стремлении к новшествам.
Объединение научного знания, как и самого процесса генерации идей, с возможностями информационных технологий переводит проблему интеллектуально-креативных ресурсов на качественно новый уровень, когда знания, как и другие ресурсы, приобретаются, создаются, систематизируются и используются для решения текущих и стратегических задач, становясь капиталом (фактором производства).






