Формирование интеллектуально-креативных ресурсов

В условиях инновационного развития экономики, новой индустриализации особое значение приобретают профессиональное образование и специальная подготовка выпускников технических вузов к инженерной деятельности, способности к новшествам, которые связаны с созданием и развитием материальной культуры — техносферы.

Способность к нововведениям — это базовая характеристика, которая показывает не только способность производительных сил добиваться успехов на конкретных направлениях научно-технического прогресса, но и быстро и эффективно переходить от одного направления к другому.

Национальная способность к нововведениям — это не только научно-технические разработки, новые экономические продукты, но все, что связано с их производством: финансирование — разработка — производство — маркетинг — логистика — потребление. Иначе говоря, для производства нового экономического продукта создается инновационная сеть на общей инвестиционной основе, включая банки, НИИ, КБ, предприятия, логистические структуры. Все участники создания нового экономического продукта рассматривают данную задачу в качестве важнейшего национального приоритета. Эта проблема связана также с соответствующим кадровым обеспечением.

Таким образом, развитие способности производительных сил общества генерировать передовые технологии и их реализацию — важнейший фактор укрепления национальной экономической и военной безопасности.

Ключевым элементом инновационного цикла является этап разработки новой продукции, который целиком связан с инженерной деятельностью, знанием рынка как наиболее гибкого поставщика задач, требующих инженерного решения.

Сегодня общепризнано, что наука и технология не просто две последовательные линейные стадии перетекания научного знания в практику. Эта связь гораздо более сложная, поскольку сущность инженерного труда — в творчестве, креативности, т.е. создании систем и процессов, которые не могут быть порождены природой без участия человека. Творчество является реакцией на конкретные потребности общества, а не вытекает из необходимости применять результаты открытий, сделанных в науке.

Эти два процесса не имеют между собой прямых связей, и в истории науки известны случаи, когда инженерные решения заставляли ученых существенно менять свои представления о научном знании. Поэтому необходимо поднять престиж инженерного труда, сделать его креативность нашим национальным достоянием.

Подготовка специалистов широкого профиля была приоритетным направлением, главным вектором российского высшего профессионального образования до недавнего времени. Вместе с тем следует признать, что в учебных планах вузов недостаточно внимания уделялось развитию у студентов способности использовать фундаментальные знания на практике, решать нестандартные задачи.

Новое содержание стандартов высшего образования предполагает развитие личности студента, умение решать им непарадигмальные проблемы, которые не имеют еще необходимой теоретической базы.

В этой связи уместно напомнить, что в новой парадигме образования, ставшей доминирующей в западном мире, рефлексно-креативном образовании, важное место занимает обучение навыкам креативного мышления, умению применять знания на практике.

У нас же по-прежнему в образовании господствует информационная парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся. Однако происходящее вокруг заставляет нас убедиться: те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса сегодня, устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет (в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше). Поэтому перед подготовкой специалистов ставится задача развить у обучающихся креативное мышление, навыки новой грамотности. После получения соответствующего образования молодой специалист должен не только обладать, но и уметь создавать новые знания; не только применять на практике существующие теории и наработки, но и быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды и учитывать их в своей деятельности.

Креативность станет более важной, чем умение следовать традиционному мышлению. Поэтому в основу формирования нового типа человеческих ресурсов должна быть положена способность к созданию и широкому применению оригинальных идей, элемен тов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т.п. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению, иначе говоря, необходимы не просто «знающие» специалисты, а владеющие определенными компетенциями. Таким образом, одной из важнейших задач любой организации в плане интенсивного внутреннего развития, достижения конкурентных преимуществ является формирование собственных инновационно-креативных ресурсов.

Соответственно, самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. В менеджерах будет цениться способность выстраивать отношения с людьми и организациями. Поэтому от них требуется умение ставить цели и постепенно идти к их достижению, решать нестандартные задачи, развивать креативное мышление в бизнесе. Согласно данным Аналитического бюро (см. доклад The Economist Intelligence Unit «Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год») психологический портрет менеджера будущего включает в себя прежде всего такие качества, как образованность, интеллектуальная развитость, креативность, навыки аналитического мышления, умение решать нестандартные задачи.

Тем самым в ходе подготовки успешных руководителей и работников особое внимание должно уделяться развитию в них указанных качеств.

Уже сегодня значительное количество руководителей высшего звена придают значение проведению соответствующей интеллектуальной, образовательной, психологической подготовки своих подчиненных. Вместе с тем продолжение и углубление тенденций современного экономического развития будут вынуждать их ускорить работу в данном направлении. Сегодня любая компания хочет не только развивать имеющийся у нее человеческий потенциал, но и при найме на работу новых сотрудников уже получать людей, готовых к работе в новых условиях, людей, располагающих указанными навыками и умеющих применять их на практике.

Главным, определяющим результативность креативной деятельности является умение применять знания на практике, из множества решений выбрать нужное.

В структуре кадрового обеспечения новой индустриализации, производства инновационных продуктов, формирования наукоемкой системы хозяйствования главная роль отводится высокопрофессиональному труду, человеку-мастеру (homo faber), человеку творческому (homo creativus).



Заключение

Формирование успешной организации в условиях рыночной экономики – сложная и кропотливая деятельность, которая не заканчивается созданием всех необходимых организационных атрибутов в управленческом, правовом или экономическом плане.

Современные организации должны иметь не только привлекательный образ во внешней среде и хорошие показатели хозяйственной деятельности, но и способность гибко реагировать на любые изменения в окружающем мире, демонстрируя при этом свою привлекательность в области выпускаемой продукции.

Инновационная деятельность в российской экономике приобретает все больший размах. Во многих отраслях появляется рынок инновационной продукции, которым необходимо уметь пользоваться. Возрастает стремление предприятий предлагать новые виды продукции не только в виде проектов, но и в качестве опытных образцов и даже небольших партий инновационной продукции.

Большое значение в настоящее время в организациях уделяется генерации и выращиванию новых идей, разработке и обоснованию инновационных проектов, обеспечению реализации проектных решений. Состав и содержание инновационного проекта достаточно подробно представлены в настоящей работе, что позволит выполнять разработку инноваций в полном объеме и на высоком уровне.

Функционирование, а тем более развитие современных организаций в условиях острой конкуренции немыслимы без инновационной деятельности в сочетании со способностью улавливать основные тенденции потребительского спроса, рыночной конъюнктуры и научно-технического прогресса.

Таким образом, рассмотренный материал может помочь представлению форм и содержания инновационной деятельности и эффективному использованию основных положений настоящего учебного пособия в практической деятельности.

 

Литература

1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – М.: Юрайт, 2017. – 247 с.Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Основы стратегического, инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: URSS, cop., 2011. – 242 с.

2. Баев Л.А., Шугуров В.Э. Системный подход к определению инновации. В сб.: Современные технологии в социально-экономических системах. – Челябинск: Изд. ЧГТУ, 1995. – 124 с.

3. Балабанов, Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В. Балабанов, Н. Лясников, М. Дудин. – М.: Элит, 2014. – 254 с.

4. Барташев Л.В., Жеребина Н.Е., и др. Технико-организационный
уровень производства: определение, экономическая оценка, анализ. – Киев: Наук. думка, 1979. – 195 с.

5. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 286 с.

6. Братухина, О.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для СПО / О.А. Братухина. – М.: КноРус, 2019. – 238 с.

7. Валдайцев, С.В. Менеджмент инноваций / С.В. Валдайцев // Вестник Санкт-петербургского университета. Экономика. – 1993. – Вып. 2. – С. 88–92.

8. Вишняков, Я.Д. Инновационный менеджмент: практикум / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева; под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: КноРус, 2017. – 326 с.

9. Горемыкина Л. Инновационные процессы и роль государства в их стимулировании // Инновационная политика развитых капиталистических
государств. Сборник трудов. – М.: Экономика, 1990. – 183 с.

10. Горфинкель, В. Инновационный менеджмент: учебник / В. Горфинкель, Т. Попадюк. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 381 с.

11. Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке: учебник / Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 182 c.

12. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент: учебник /Н.А. Жданкин. – М.: КноРус, 2017. – 316 с.

13. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.В. Кузнецов [и др.]; под общ. ред. Д.В. Кузнецова. – М.: Юрайт, 2018. – 276 с.

14. Инновационный менеджмент: Справ. пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. –
М.: ЦИСН, 1998. – 567 с.

15. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.Х. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 327 с.

16. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Антонец [и др.]; под ред. В. А. Антонца, Б.И. Бедного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 303 с.

17. Кабаков В.С., Казанцев А.К. Внутрифирменное управление инновациями / Учеб. пособие / С.–Петерб. гос. инж.- экон. акад. – СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999. – 358 с.

18. Курганская Н.И. Экономика и организация создания и освоения новой техники: Учеб. пособие.– Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1995. – 123 с.

19. Курганская Н.И., Герасименко В.А. Комплексный подход к планированию стадий цикла «исследование–производство». – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1991. – 144 с.

20. Лебедев, Е.А. Инновационные процессы в логистике: монография / Е.А. Лебедев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. – М.: ИнфраИнженерия, 2019. – 392 c.

21. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 304 с.

22. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 295 с.

23. Научно-технический прогресс: Словарь/ Сост. В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. – М.: Политиздат, 1987. – 364 с.

24. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий: Учебник для вузов по специальности «Экономика и управление в машиностроении». – М.: Машиностроение, 1989. – 271 с.

25. Поршнева, А.Г. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 736 с.

26. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. –
М.: Прогресс, 1991. – 295 с.

27. Секерин, В.Д. Инновационный маркетинг: учебник / В.Д. Секерин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 237 с.

28. Синицкая, Н.Я. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.Я. Синицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 196 с.

29. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова М.М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. – СПб.: ГУЭФ, 1997. – 96 с.

30. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О.Н. Соколова. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: КноРус, 2013. – 208 с.

31. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: ЦИСН, 1996. – С. 15–28.

32. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер с англ. / Предисл. К.Ф. Пузин. – М.: Экономика, – 1989. – 217 с.

33. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 481 с.

34. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/ Валдайцев С.В., Мотовилов О.В. и др.; Под ред. С.В. Валдайцева. – СПб.:Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1995. – 208 с.

35. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЗАО “Бизнес-школа Интел-Синтез ”, 1998. – 599 с.

36. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность. Россия и мир. 1992–2015 / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2014. – 448 с.

37. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с. 19

38. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства).
Под ред. В.Д. Камаева. – М: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1993. – 464 с.

39. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. – М.: Экономика. 1998. – 335 с.

40. Afiiah, Allan Iimovation management. - New York; Oxford: Oxford univ. press,2013. - DC, 390 p.

41. Bartol K.M. and Durhan C.C. Incentives: Theory and Practice, in С Cooper and E. Locke (eds), Industrial and Organizational Psychology/ Oxford: Blackwell, 2014. P. 14.

42. Dewar R.D., Dutton J.E. The Adoption of Radical and Incremental Irmovations & An Empirical Analysis, Management Science, 32,1422 - 1433,2016.

43. Evan W.M. Organisational Lag. Human Organisation, 25, 51 - 53,1966.

44. Managing employment change: The new realities of work. Huw Beynon, Damian Grimshaw, Jill Rubery, a. Kevin Ward. Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 2002 - VIII, 342 p.

45. Osterman P., How common is workplace transformation and who adopts it? // Industrial and Labor Relations Review, 1994, № 17, P. 173 - 88

46. Personalmanagement und Humanressourcen in 6ffentlichen, sozialwirtschaftlichen und genossenschaftlichen Untemehmen. Wolf Leetz (Hrsg.). Baden-Baden: Nomos, 1999 132 s.

47. Pfeffer Jeffrey. "The human equation: building profits by putting people first" Harvard Business School Press. Boston, Massachusetts, 1998. - xix, 346 p.

48. Utterback J., Avenathy W. A Dynamic Model of Process and Product Innovations. Omega, 3, 639 - 656,1975.

49. Waters D.D. 21*' Century management: Keeping Ahead of the Japanese and Chines. Singapore: "PRENTICE HALL", 1991. - 127 p.

50. Ан др иан ова Н ин а Альбер товн а, Ан др иан ов Р оман  Олегович Ин н овация: изобр етен ие или н овшество н еодн озн ачн ость тер мин ологии // ЭСГИ. 2015. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsiya-izobretenie-ili-novshestvo-neodnoznachnost-terminologii (дата обр ащен ия: 25.05.2020).

51. Тар асов, С. Глоссар ий системн ого ан алитика пр едпр иятия. [Электр он н ый р есур с]. Р ежим доступа - http://www.vocable.ru/dictionary/640 пр овер ен о 06.09.2019

52. Федер альн ый бюджет // Официальн ый пор тал Мин истер ства фин ан сов Р Ф. [Электр он н ый р есур с]. Р ежим доступа - http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/index.php пр овер ен о 02.09.2019

53. Хар актер истика и демогр афия хозяйствующих субъектов. // Тер р итор иальн ый ор ган  федер альн ой статистики по Р остовской области. [Электр он н ый р есур с]. Р ежим доступа - http://ak.gks.ru/bgd/R1101ND/IssWWW.exe/Stg/r1409/ii/3/3.1.htm пр овер ен о 02.10.2019

54. Эн ер гоемкость ВВП (ВР П). // Федер альн ая служба государ ствен н ой статистики. [Электр он н ый р есур с]. Р ежим доступа - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/effect/energo.xls пр овер ен о 07.10.2019








Глоссарий

Бизнес-план – документ, содержащий в структурированном виде технико-экономическую, финансовую и организационную информацию об инвестиционном или инновационном проекте, необходимую и достаточную для принятия решения о реализации проекта.
Венчурные (инновационные) фонды – финансовые организации, инвеститрующие средства в высокорисковый наукоемкий бизнес.
Венчурная фирма – коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала)
Виды инновационной деятельности:

  • исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
  • приобретение новых технологий, из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей; приобретение программных средств;
  • производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);
  • обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями;
  • маркетинговые исследования;
  • прочие затраты на технологические инновации.

Диверсификация – один из способов снижения инновационного риска. Состоит в распределении усилий разработчиков и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.
Диффузия, или процесс распространения инноваций – механизм равновесного распространения новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг.
Жизненный цикл инновации – период времени до момента коммерциализации или ожидаемый период окупаемости.
Изобретение – новое, обладающее промышленной применимостью, решение технической задачи, воплощается в виде способа, устройства, нового вещества, штамма микроорганизмов.
Инвестиции – долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли.
Инноватика – наука, изучающая общие принципы инновационной деятельности, создания новшеств, их распространения, формы инновационных организаций; выработки инновационных решений и т.д.
Инноватор – предприниматель-энтузиаст, захваченный новой идеей и готовый приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидер-предприниматель, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций; выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.
Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) и новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо новый подход к социальным услугам.
Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.
Инновационная политика Российской Федерации, составная часть государственной политики – вид деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по прямому и косвенному регулированию исполнения базисных установок государства в отношении статуса, принципов, целей, задач, приоритетов, ресурсов, механизмов и результатов инновационной деятельности.
Инновационная программа (инновационный проект) – межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней – обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам исполнителям, и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта.
Инновационная идея – бывает двух типов: 1) направленная на создание инноваций (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи); 2) направленная на их реализацию.
Инновационная стратегия – совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком, а также способ или средство достижения цели инновационного развития организации, определяющая участие организации в инновационном процессе и осуществление жизненного цикла инноваций, инновационное поведение организации, ее инновационную активность.
Инновационный менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы; совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания инноваций и оценки их эффективности.
Инновационный потенциал – интегральная оценка состояния элементов инновационной системы. Ресурсная база, мобилизованная для реализации инновационной стратегии и на достижение ее целей – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный проект – часть инновационного процесса, оформленная в виде обоснованного состава мероприятий и действий, направленных на достижение какой-либо цели, на разработку и реализацию какой-либо инновационной стратегии на любой стадии жизненного цикла инновации.
Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить, как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.
Интеллектуальная собственность – продукты духовного творчества, интеллектуальные ценности, идеи, принадлежность которых тому или иному автору юридически закреплена.
Коммерциализация технологий – это элемент трансферта, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых договором.
Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшества (части инновационного процесса) из расчета участия в будущих прибылях в случае успеха.
Критически важная технология – технология, отвечающая стратегическим общенациональным целям, способная повысить конкурентоспособность и обороноспособность государства.
Маркетинг инноваций – один из видов инновационной деятельности, связанный с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию и продвижение продукта.
Научная (научно-исследовательская) деятельность – получение, распространение и применение новых знаний.
Научно-техническая деятельность (НТД) – основа инновационной деятельности – создание, развитие, распространение и применение научно-технических знаний во всех областях науки и техники.
Национальная инновационная система (НИС) – развивающаяся совокупность взаимодействующих институтов управления и регулирования инновационной деятельности, хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, организаций образовательной и финансово-кредитной сфер, осуществляющих инновационную деятельность на основе эффективно действующих институциональных механизмов.
НИОКР – творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) – применение результатов прикладных научно-исследовательские работ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии.
Опытное производство – изготовление и отработка технологии производства опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Структура с разной степенью хозяйственной самостоятельности – завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция, могут, находясь на балансе научной организации, являться юридическим лицом и т.п.
Поисковые исследования – это исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи.
Прикладные исследования – это исследования, которые направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Включают научно-исследовательские работы; информационные работы; организационно-экономические работы; научно-учебные работы; опытно-конструкторские работы (ОКР) и др. Прикладные исследования являются второй стадией процесса создания и освоения новой техники (технологий). Кроме того, прикладные исследования могут быть самостоятельными научными работами.
Приоритетная наукоемкая технология – технология, созданная на основе достижений фундаментальных и прикладных научных исследований, приводящая к экономии всех видов ресурсом (ресурсосберегающая), способная исключить угрозу жизни человека и техногенных катастроф (безопасная) и используемая для решения важнейших широкомасштабных и долгосрочных задач экономического развития.
Продуктовые инновации – разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации – разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов.
Результаты инновационной деятельности:

  • замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг);
  • улучшение качества продукции, услуг;
  • расширение ассортимента продукции, видов услуг;
  • сохранение и расширение традиционных рынков сбыта;
  • создание новых рынков сбыта в России, в других странах;
  • обеспечение соответствия современным правилам и стандартам;
  • повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;
  • рост производственных мощностей;
  • сокращение затрат на заработную плату, материальных затрат, энергозатрат;
  • снижение загрязнения окружающей среды;
  • улучшение условий труда.

Рутинизация технологии – уровень освоения технологии, при котором она становится превалирующей в данной отрасли.
Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности.
Технико-экономическое обоснование идеи – подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в вещную форму (продукт).
Технологический уклад – это группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования.
Технология – совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.
Трансферт технологий – важнейший элемент инновационного процесса в рыночных условиях, процесс передачи (продажи, обмена) должным образом структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям.
Управление инновациями – это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.
Фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества; первый этап процесса создания и освоения новой техники (технологий).
Экономическая эффективность инноваций – результат сопоставления экономических результатов с затратами на инновации.
Эффект от нововведений – социальный результат от удовлетворения общественных потребностей и улучшения жизни.


Бармута Каринэ Александровна

 

 

Учебное пособие

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Научный редактор Е.А. Иванова

 

 

 

 

Подписано к печати 05.09.2020 г. Формат 60х84/16

Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,3.

Тираж 500. Зак. № 23/10.

Цена свободная.

 

 

ООО «ДГТУ-ПРИНТ»

Адрес полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1.


[1] OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.

2 Инновационный менеджмент: Справ. пособие/ под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, переработ. и доп. – М., ЦИСН, 1998. – С. 11.

 

[2] См.: Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедия слов / авт.-сост. Л. Д. Васина. М.: РОССПЭН, 2001. С. 240—247.

[3] См.: Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедия слов. С. 238—247.

[4] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего. Токио, 1985





















































double arrow
Сейчас читают про: