Глава 25. Налог на прибыль организаций 5 страница

Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 Трудового кодекса РФ, которой определен минимальный размер оплаты труда для сверхурочной работы.

При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.

В письме от 22 мая 2007 года N 03-03-06/1/278 Минфин РФ сослался на заключение Федеральной службы по труду и занятости, по мнению которой, нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.

Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных ст. 99 Трудового кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены и обоснованны, т.е. экономически оправданны и направлены на получение дохода.

Таким образом, по мнению Минфина РФ, изложенному им в письме от 22 мая 2007 года N 03-03-06/1/278 оплату сверхурочной работы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход.

Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда.

Также в Трудовом кодексе РФ урегулированы вопросы привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего дня.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

По заключению Федеральной службы по труду и занятости, в чью компетенцию входит осуществление полномочий по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни (письмо Роструда от 7 июня 2008 года N 1316-6-1).

Таким образом, привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 Трудового кодекса РФ, устанавливающих по общему правилу запрет на работу в выходные и праздничные дни, а также повышенную оплату труда за работу в эти дни.

Статья 153 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Исходя из п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, если иное не предусмотрено ст. 270 НК РФ.

Учитывая изложенное, УФНС России по г. Москве в письме от 19 октября 2012 года N 16-15/099985@ указала, что в качестве расходов на оплату труда могут быть признаны расходы на оплату работы в выходные и праздничные дни, произведенные в пользу работника на основании ст. 153 Трудового кодекса РФ, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором и соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Также укажем, что в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить своим работникам моральный вред в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, причиненный неправомерными действиями или бездействием. Понятие морального вреда непосредственно в Трудовом кодексе не определено.

Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Например, ст. 22 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрена выплата компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда.

Также п. 5.4 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года (утверждено Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 1 апреля 2013 года) предусмотрено, что в случае установления впервые работнику, уполномочившему профсоюз представлять его интересы в установленном порядке, занятому в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля, утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания работодатель в счет компенсации морального вреда работнику осуществляет единовременную выплату из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременной страховой выплаты, выплачиваемой из Фонда социального страхования Российской Федерации) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом по согласованию с соответствующим органом профсоюза.

Однако выплата компенсации работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Законом N 81-ФЗ не предусмотрена.

Кроме того, вышеуказанное Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации, которым предусмотрена выплата единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, не относится к законодательству Российской Федерации.

Из положений ст. 255 Налогового кодекса РФ с учетом ст. 164 Трудового кодекса РФ следует, что компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 255 Налогового кодекса РФ, должны быть связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников.

Денежная компенсация морального вреда, предусмотренная ст. 237 Трудового кодекса РФ, к такого рода компенсациям не относится, поскольку выплачивается за причинение вреда неправомерными действиями или бездействием.

Таким образом, рассматриваемые единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда, предусмотренные отраслевыми соглашениями по угольной промышленности Российской Федерации, не могут учитываться в целях налогообложения прибыли по основаниям, установленным ст. 255 Налогового кодекса РФ.

К такому выводу пришла ФНС России в письме от 16 июля 2012 года N ЕД-4-3/11629@.

 

Суммы начисленного работникам среднего заработка,

сохраняемые на время выполнения ими государственных

и (или) общественных обязанностей

 

В соответствии с п. 6 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включается сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ средний заработок сохраняется за работником, освобождаемым на это время от основной работы, в случаях:

- участия в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (но не более трех месяцев) (ст. 39 Трудового кодекса РФ);

- участия в работе комиссий по трудовым спорам (ст. 171 Трудового кодекса РФ);

- сдачи крови и ее компонентов (ст. 186 Трудового кодекса РФ);

- участия в разрешении коллективного трудового спора. Средний заработок в таком случае предоставляется членам примирительной комиссии, Трудовым кодексом РФ арбитрам на время освобождения от основной работы, но на срок не более трех месяцев в течение одного года (ст. 405 Трудового кодекса РФ);

Также, например, за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 30 мая 2001 года N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"). Кроме того, граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

 

Расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам

на время отпуска, фактические расходы на оплату проезда

работников и лиц, находящихся у этих работников

на иждивении, к месту использования отпуска на территории

Российской Федерации и обратно, доплата несовершеннолетним

за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов

в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы

на оплату времени, связанного с прохождением

медицинских осмотров

 

В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда относятся расходы на оплату труда, сохраняемую на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В данном случае речь идет прежде всего об учете расходов на оплату ежегодного основного оплачиваемого отпуска. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период.

Работникам должны быть предоставлены ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 115 Трудового кодекса РФ).

Вместе с тем в том случае, если ежегодный основной оплачиваемый отпуск не был своевременно предоставлен работнику, у организации сохраняется обязанность предоставить работнику все неиспользованные оплачиваемые отпуска. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. В течение календарного года работник может использовать несколько отпусков за разные рабочие годы.

Учитывая, что у организации-работодателя имеется обязанность по предоставлению работнику отпуска за предыдущие годы, в силу п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время такого отпуска, она вправе включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 13 мая 2010 года N 03-03-06/4/55).

Также в соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ, кроме основного оплачиваемого отпуска, работнику может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, только в случае, если такой основной или дополнительный отпуск предусмотрен Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

В остальных случаях применяется положение п. 24 ст. 270 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Согласно разъяснениям Минфина РФ к таким случаям, например, относится случай предоставления работнику отпуска по семейным обстоятельствам на основании ст. 128 Трудового кодекса РФ. Внутренними нормативными документами организации может быть предусмотрена оплата указанных дополнительных дней отпуска в таких случаях.

Но поскольку статья 128 Трудового кодекса РФ предусматривает, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, то в случае предоставления сотрудникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, расходы на их оплату не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании п. 24 ст. 270 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 10 января 2012 года N 03-03-06/1/1).

А вот ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, которые состоят в трудовых отношениях с организацией, могут, по мнению Минфина РФ, учитываться в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 2 апреля 2012 года N 03-03-07/13).

Эти выплаты осуществляются в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан". С 1 января 2001 г. ежемесячные компенсационные выплаты производятся в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, в соответствии с п. 20 которого ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

 

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск

в соответствии с трудовым законодательством

Российской Федерации

 

В соответствии с п. 8 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Статьями 126 и 127 Трудового кодекса РФ предусмотрены два случая выплаты компенсации:

- в виде денежной компенсации оплачивается часть отпуска, превышающая 28 календарных дней;

- при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск (ст. 127 Трудового кодекса РФ).

При этом не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 Трудового кодекса РФ).

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ст. 124 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, если речь ведется о выплате компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении работника, все суммы выплачиваемой компенсации (включая суммы компенсации за прошлые годы) подлежат принятию в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Если работник не увольняется, речь может вестись только о применении положений статьи 126 Трудового кодекса РФ, то есть о замене денежной компенсацией части отпуска, превышающей 28 календарных дней.

Таким образом, организация при определении налоговой базы по налогу на прибыль может учесть в составе расходов на оплату труда денежную компенсацию за неиспользованный отпуск только в части, превышающей 28 календарных дней (письма УФНС РФ по г. Москве от 20 мая 2011 года N 16-15/049788@, Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/212 и от 11 октября 2007 г. N 03-03-06/2/189).

 

Начисления увольняемым работникам, в том числе

в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика,

сокращением численности или штата работников

налогоплательщика

 

Пунктом 9 ст. 255 Налогового кодекса РФ отнесены к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

В целях данного пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение 3-го месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Обратим внимание, что п. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае реорганизации организации-работодателя основанием для прекращения трудового договора с работником является обусловленный такой реорганизацией отказ работника от продолжения работы. Сама же по себе реорганизация организации-работодателя не может согласно абз. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

В связи с этим могли возникать вопросы о правомерности учета в целях применения п. 9 ст. 255 Налогового кодекса РФ выплат, произведенных при увольнении работников по соглашению сторон, при исчислении налога на прибыль, если такие соглашения заключались в связи с реорганизацией налогоплательщика.

Минфин РФ указывал, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон. В силу ст. 78 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Основания, при наличии которых работодатель обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие, приведены в ст. ст. 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, ст. 178 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ст. 181.1 и ст. 349.3 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, согласно выводам Минфина РФ выплата выходного пособия при расторжении договора (в том числе по соглашению сторон), установленная в соответствии с Трудовым кодексом РФ, может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если такая выплата предусмотрена трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору или соглашением о расторжении трудового договора (письма Минфина России от 24 июля 2017 года N 03-03-06/1/46887, от 19 июня 2014 года N 03-03-06/2/29308).

При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 декабря 2016 г., для признания денежной суммы, выплаченной работнику в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, расходами в целях исчисления налога на прибыль организаций необходимо, чтобы такая выплата являлась экономически обоснованной. При значительном размере этой суммы и ее явном несоответствии обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника, на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенной выплаты и ее экономическую оправданность.

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П, письме Минфина России от 25.02.2016 N 03-03-06/2/10324.

 

Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам

обязательного страхования, суммы взносов работодателей,

уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом

"О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию

и государственной поддержке формирования пенсионных

накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей

по договорам добровольного страхования

(договорам негосударственного пенсионного обеспечения)

 

В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

а) страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих 5 лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

б) негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Порядок признания расходов в виде страховых платежей (взносов) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения установлен п. 6 ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Согласно данной норме расходы на негосударственное пенсионное обеспечение признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату пенсионных взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Пункт 6 ст. 272 Налогового кодекса РФ, определяющий порядок признания расходов при методе начисления в отношении расходов на негосударственное пенсионное обеспечение и устанавливающий необходимость соблюдения такого требования, как перечисление денежных средств на оплату пенсионных взносов, подлежит применению с учетом положений п. 4 данной статьи, определяющего порядок признания расходов на оплату труда, и при выполнении условий, установленных п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, расходы в виде страховых платежей (взносов) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они признаются расходами в соответствии с пунктом 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ, при выполнении в этом отчетном (налоговом) периоде условий, предусмотренных п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ, в частности если пенсионные взносы учитываются на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов и при условии, что указанные взносы предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письмо Минфина России от 22.11.2016 N 03-03-06/1/68631);




double arrow
Сейчас читают про: