- дата оформления отпуска груза (показатель строки (1) или более поздний показатель строки [11]), если право собственности на передаваемый груз переходит в момент передачи вещи продавцом покупателю/заказчику, или уполномоченному им лицу, или перевозчику;
- дата оформления получения груза (показатель строки [16]), если право собственности на передаваемый груз переходит в момент вручения вещи покупателю или уполномоченному им лицу;
- дата оформления обеими сторонами факта приемки-передачи услуг, имущественных прав, результатов работ, то есть наиболее позднее значение показателей строк (1), [11] и [16].
Принятые по универсальному передаточному (отгрузочному) документу ценности отражаются в налоговом учете как приобретенные материалы, товары, основные средства, имущественные права, потребленные услуги и полученные результаты работ для дальнейшего применения к ним соответствующих правил учета в составе расходов, установленных главой 25 Налогового кодекса РФ для различного вида затрат.
При этом дата признания отраженной в УПД суммы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль покупателем (заказчиком, правополучателем) не может быть ранее показателя строки [16], если только из содержания факта хозяйственной жизни, зафиксированного в документе, не следует иное.
В соответствии с п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ датой признания полученных доходов продавцом признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
С учетом правил ст. 39 Налогового кодекса РФ это дата передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и/или имущественных прав) в их оплату.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, в целях включения выручки в состав налоговой базы по налогу на прибыль продавцом используются аналогичные вышеуказанные даты УПД (письмо ФНС России от 21 апреля 2014 года N ГД-4-3/7593).
Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
Комментарий к статье 253
Согласно ст. 253 Налогового кодекса РФ производственные расходы подразделяются на (в скобках приведены номера статей, которые посвящены данному виду расходов):
1) материальные расходы (ст. 254 Налогового кодекса РФ);
2) расходы на оплату труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ);
3) суммы начисленной амортизации (ст. 259 Налогового кодекса РФ);
4) прочие расходы (ст. 263, 264 Налогового кодекса РФ):
- расходы на ремонт основных средств (ст. 260 Налогового кодекса РФ);
- расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 Налогового кодекса РФ);
- расходы на НИОКР (ст. 262 Налогового кодекса РФ);
- расходы на страхование имущества (ст. 263 Налогового кодекса РФ).
Если отдельные виды затрат могут быть отнесены к нескольким видам расходов, то статья 252 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, к какой группе отнести такие затраты.
Статья 254. Материальные расходы
Комментарий к статье 254
В ст. 254 Налогового кодекса РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:
- сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнении работ, оказания услуг);
- материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;
- инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;
- комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
- топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Также следует отметить, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Это право предоставлено им на основании п. 6 ст. 259 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика, в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
При этом организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Организации признаются осуществляющими деятельность в области информационных технологий, если:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 4 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 758, государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
3) среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
Организация, не выполняющая условия, предусмотренные п. 6 ст. 259 Налогового кодекса РФ, должна погашать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники по общим правилам, а именно путем начисления амортизации.
При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
Расходы на приобретение средств защиты
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика, в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости указанного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Согласно ст. ст. 212 и 221 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
На основании п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н, указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Учитывая изложенное, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренным законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (письмо Минфина России от 11 декабря 2012 года N 03-03-06/1/645).
Оценка товарно-материальных ценностей
Пункт 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.
В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности стоимость доставки.
Обратите внимание: в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.
Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ.
Так же как и в бухгалтерском учете, организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:
- по стоимости единицы запасов;
- первых по времени приобретений (метод ФИФО);
- последних по времени приобретений (метод ЛИФО);
- по средней себестоимости.
Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.
Стоимость МПЗ, которые выявлены в ходе инвентаризации
или получены при демонтаже или разборке выводимых
из эксплуатации основных средств
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Сумма внереализационного дохода в данном случае определяется как рыночная стоимость оприходованных ценностей (без включения в них НДС и акциза) (п. п. 5 и 6 ст. 274 Налогового кодекса РФ).
Указанные положения применимы и для материально-производственных запасов, полученных при проведении работ по ремонту, разборке, ликвидации материально-производственных запасов, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств (письмо Минфина России от 30.05.2016 N 03-03-06/1/30913).
В соответствии с п. п. 13 и 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ), а также доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере отпуска в производство (с учетом ст. ст. 318 - 319 Налогового кодекса РФ) или по мере реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ) (письмо Минфина России от 10 августа 2012 года N 03-03-06/1/400).
При этом положениями ст. 254 и ст. 268 Налогового кодекса РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. На это обращал внимание Минфин РФ в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина РФ от 26 сентября 2011 года N 03-03-06/1/590). Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Согласно п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Налогового кодекса РФ.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (абз. 2 п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Нормы естественной убыли
Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.
Как следует из положений пп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" (далее - Постановление).
При этом согласно п. 2 Постановления разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов, в частности по продовольственным товарам в сфере торговли и общественного питания, осуществляются Минпромторгом России, по лекарственным, дезинфекционным, дезинсекционным и дератизационным средствам - Минздравом России.
При этом если в настоящее время отсутствуют утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также утвержденные в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ, нормы естественной убыли, то организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не смогут отнести к материальным расходам соответствующие потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных материальных ценностей (см., например, письмо Минфина РФ от 21 июня 2006 года N 03-03-04/1/538, УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 года N 20-12/004115).
А применение самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли не предусмотрено, поскольку разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов осуществляются перечисленными в п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2002 года N 814 федеральными органами исполнительной власти.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 21 июля 2010 года N 03-03-06/1/471.
Однако некоторые суды приходят к выводам, что:
- отсутствие норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на включение затрат в материальные расходы в целях налогообложения налогом на прибыль (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 года N Ф04-9155/2006(30637-А03-15));
- несвоевременное утверждение Правительством Российской Федерации норм естественной убыли не должно препятствовать применению налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2006 года N Ф04-5368/2006(25679-А27-14)).
Статья 255. Расходы на оплату труда
Комментарий к статье 255
Согласно п. 1 ст. 255 Налогового кодекса РФ в составе расходов по оплате труда учитываются расходы в виде сумм, начисленных по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, расходы налогоплательщика по выплате заработной платы работникам, работающим по трудовому договору и осуществляющим трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 1 ст. 255 Налогового кодекса РФ.
Также если в российской организации работают иностранные граждане, которые осуществляют свою трудовую деятельность на основании заключенного с нею трудового договора, то работодатель - российская организация вправе учитывать в составе расходов на оплату труда затраты, связанные с оплатой труда этого работника в соответствии с принятыми у российской организации формами и системами оплаты труда.
При этом для целей налогообложения не важно, имеется ли у работодателя разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника (письмо Минфина РФ от 26 декабря 2005 года N 03-03-04/1/444).
Начисления стимулирующего характера, в том числе премии
за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам
и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения
в труде и иные подобные показатели
Согласно п. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ в составе расходов по оплате труда учитываются расходы в виде начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ установлено, что система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 22 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работодатель, в частности, имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Согласно положениям ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В связи с этим расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом следует иметь в виду, что поощрение работников может осуществляться как в связи с их производственными результатами, так и в связи с определенными памятными (праздничными) датами.
В соответствии с п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Кроме того, согласно п. 21 ст. 270 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, расходы на приобретение наград (медалей, нагрудных знаков, ценных подарков), награждение которыми связано с производственными результатами работников, могут быть учтены в составе расходов, произведенных в пользу работника, на основании ст. 255 Налогового кодекса РФ.
Расходы в виде выплат в связи со знаменательными и персональными юбилейными датами, которые не связаны с производственными результатами работников, не учитываются в составе расходов на оплату труда.
Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера,
связанные с режимом работы и условиями труда
Согласно п. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ в составе расходов по оплате труда учитываются расходы в виде начислений стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.






