Глава 25. Налог на прибыль организаций 3 страница

Положения п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием.

 

Доходы в виде стоимости излишков

материально-производственных запасов и прочего имущества,

которые выявлены в результате инвентаризации

 

В соответствии с положениями п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ в составе внереализационных доходов отражаются доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01", к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

При этом готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

Для целей ст. 274 Налогового кодекса РФ рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза) (п. 6 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

При передаче МПЗ в производство их рыночная стоимость, которая была ранее учтена в доходах, включается в состав материальных расходов (абз. 2 п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса РФ.

В случае если организацией было принято решение о продаже выявленных в результате инвентаризации МПЗ, ей стоит иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 Налогового кодекса РФ, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ.

То есть в таком случае доход от реализации МПЗ можно уменьшить на рыночную стоимость МПЗ, которая ранее была включена в доходы организации при их выявлении в результате инвентаризации.

 

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

 

Комментарий к статье 251

 

В ст. 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Этот перечень закрытый. То есть фирмы должны платить налог на прибыль с любых доходов, которые в нем не упомянуты.

Скажем, в пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ сказано, что не облагается налогом на прибыль имущество (работы, услуги, имущественные права), которые организация получила в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Правда, указанная норма распространяется только на тех налогоплательщиков, которые определяют доходы методом начисления. Получается, что при кассовом методе сумма предоплаты облагается налогом на прибыль в момент ее получения. Это не раз подтверждали и арбитражные суды. Пример - уже упомянутое информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года N 98.

Далее более подробно рассмотрим некоторые положения ст. 251 Налогового кодекса РФ.

 

Доходы в виде имущества, имущественных прав, работ

или услуг, которые получены от других лиц в порядке

предварительной оплаты товаров (работ, услуг)

налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы

по методу начисления

 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Таким образом, если организация применяет метод начисления, у нее не возникает налогооблагаемого дохода при получении предоплаты (пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). При этом и возврат предоплаты не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 14 ст. 270 Налогового кодекса РФ.

А вот авансы, полученные по незаключенным договорам (т.е. по договорам, которые будут заключены в будущем), ввиду отсутствия у получателя авансов встречных обязательств признаются в целях главы 25 Налогового кодекса РФ безвозмездно полученным имуществом, которое учитывается получателем таких средств в составе внереализационных доходов (письмо УФНС РФ по г. Москве от 30 апреля 2009 года N 16-15/043137@ "Об учете в целях налогообложения прибыли сумм авансов, полученных организацией от физических лиц в счет оплаты по договорам, которые будут заключены в будущем").

Также укажем, что если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то суммы предварительной оплаты должны в таком случае учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").

 

Имущество, имущественные права,

которые получены в форме залога или задатка

в качестве обеспечения обязательств

 

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Залог между залогодателем и залогодержателем возникает на основании договора. В случаях, установленных законом, залог возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств (залог на основании закона) (п. 1 ст. 334.1 Гражданского кодекса РФ).

Предметом залога (п. 1 ст. 336 Гражданского кодекса РФ) может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

В соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного п. 2 ст. 380 Гражданского кодекса РФ, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

Как следует из ст. 381 Гражданского кодекса РФ, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (ст. 416 Гражданского кодекса РФ) задаток должен быть возвращен. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Отметим также, что, по мнению Минфина РФ, обеспечительный платеж имеет черты задатка (п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ), что позволяет налогоплательщику, получившему данный платеж, применить в отношении его пп. 2 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 31.05.2016 N 03-03-06/1/31325, 03.11.2015 N 03-03-06/2/63360).

 

Суммы НДС, подлежащие вычету у организации,

получающей имущество в качестве вклада в уставный капитал

 

При передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов нужно восстановить НДС (п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Однако получающая сторона вправе принять данные суммы налога к вычету (п. 11 ст. 171 Налогового кодекса РФ) и должна зарегистрировать в книге покупок документы, на основании которых производится передача имущества (имущественного права), и хранить их (либо их копии) в журнале учета полученных счетов-фактур. Регистрация этих документов в книге покупок производится в момент возникновения права на налоговый вычет.

Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ принятые в данном случае к вычету суммы НДС получающая организация не должна учитывать в составе доходов при расчете налога на прибыль.

 

Доходы в виде имущества (включая денежные средства),

поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному

в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,

агентскому договору или другому аналогичному договору,

а также в счет возмещения затрат, произведенных

комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента,

принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты

не подлежат включению в состав расходов комиссионера,

агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями

заключенных договоров

 

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Соответственно, вознаграждение, получаемое агентом в рамках агентского договора, признается Налоговым кодексом РФ доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, как разъяснила УФНС России по г. Москве в письме от 6 августа 2012 года N 16-15/071276@, Налоговым кодексом РФ предусмотрен следующий порядок учета расходов агента по агентскому договору:

- расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала для целей налогообложения прибыли, не учитываются в составе расходов агента;

- в случае если агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, которые не возмещаются принципалом и, соответственно, не отражаются в налоговом учете принципала, то агент вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли. При этом порядок уплаты налога на прибыль предусмотрен ст. ст. 286 - 288 Налогового кодекса РФ.

 

Списанная задолженность по уплате налогов и сборов,

пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней,

по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами

государственных внебюджетных фондов

 

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ к доходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся в том числе за отдельными налогоплательщиками.

Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании п. 5 ст. 59 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" (далее - Приказ ФНС России от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@) утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию.

Учитывая изложенное, суммы кредиторской задолженности по уплате пеней и штрафов по налогам и сборам, признанные безнадежными к взысканию в связи с истечением установленного срока их взыскания на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и списываемые в порядке, установленном Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@, в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ в доходах не учитываются.

 

Доходы осуществляющей функции по предоставлению

финансовой поддержки на проведение капитального ремонта

многоквартирных домов некоммерческой организации,

которые получены от размещения временно свободных

денежных средств

 

При определении налоговой базы не учитываются доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") некоммерческой организации, которые получены от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств (пп. 38 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

А согласно положениям пункта 48.9 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением (инвестированием) временно свободных денежных средств.

Согласно положениям Закона N 185-ФЗ:

- капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных Законом N 185-ФЗ работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме;

- аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона и случаям переселения граждан за счет средств Фонда из аварийного жилищного фонда на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - это государственная корпорация.

Фонд создается Российской Федерацией.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Фонда определяются данным Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, установленными Законом N 185-ФЗ.

Местом нахождения Фонда является город Москва.

Фонд действует до 1 января 2019 года и подлежит ликвидации в соответствии со статьей 25 Закона N 185-ФЗ.

 

Отчисления на формирование резерва на ремонт

общего имущества ТСЖ или ЖСК

 

Подпунктом 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ установлено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Налогового кодекса РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учета, а также целевого использования средств, поименованных в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.

ТСЖ (ЖСК), являющееся налогоплательщиком налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ (ЖСК), то с учетом положений ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем данные платежи (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ (ЖСК) принимаются к уменьшению доходов в составе расходов в части, подлежащей перечислению соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.

Превышение величины доходов над расходами, которые учитываются в целях налогообложения, является объектом налогообложения налогом на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 23 мая 2012 года N 03-03-07/25).

 

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

 

Комментарий к статье 252

 

Аналогично доходам расходы фирмы также делятся на затраты, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В ст. 252 Налогового кодекса РФ сформулированы принципы признания расходов.

Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Затраты можно считать обоснованными, если они экономически оправданны.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Налоговым кодексом РФ.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы.

Единственное требование Налогового кодекса РФ: расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что определенные руководителем экономического субъекта для применения в организации первичные учетные документы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Поскольку в главе 25 Налогового кодекса РФ в части документального подтверждения расходов не установлено особенностей, в соответствии с которыми определенные документы должны оформляться исключительно на бумажном носителе или составленные в электронной форме документы могут подписываться простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, то, по мнению Минфина РФ, первичные учетные документы, составленные в электронном виде, могут подтверждать соответствующие расходы для целей налогообложения прибыли при условии их надлежащего подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (письмо Минфина России от 2 сентября 2014 года N 03-03-06/1/43920).

Обратим также внимание, что в целях подтверждения расходов может использоваться универсальный передаточный документ (УПД).

Состав обязательных реквизитов УПД, предложенного ФНС России в письме от 21 октября 2013 года N ММВ-20-3/96@ к применению хозяйствующими субъектами, соответствует всем требованиям Закона N 402-ФЗ, предъявляемым к первичному учетному документу.

В связи с этим УПД и является документом, который может быть использован для подтверждения затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Одним из условий признания затрат налогоплательщика в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является наличие оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации первичных учетных документов, подтверждающих затраты.

При определении даты осуществления расходов в целях их отражения в регистрах налогового учета покупателем/заказчиком согласно информации УПД используются следующие даты:




double arrow
Сейчас читают про: