Некоторые аспекты управления проектными рисками

Стандарты ISO 10006:2003 и Руководство PMBOK рассматривают следующие процессы, связанные с управлением проектным риском:

- планирование управления рисками;

- идентификация риска;

- оценка риска;

- обработка риска (планирование реагирования на риски);

- реализация планов реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков.

Планирование управления рисками предполагает сбор и предварительный анализ информации, которая может быть использована для управления проектными рисками. К этой информации в частности относится:

- общий план проекта, в котором определены участники проекта, размеры, сложность и цели проекта, а также роли и обязанности членов команды проекта, лиц, принимающих решения, заказчиков, поставщиков;

- общая стратегия компании по управлению рисками.

Рекомендуется построить иерархическую структуру рисков (Risk Breakdown Structure, RBS), и в процессе этого выделить основные виды проектных рисков: технические риски, деловые риски, риски управления проектом, риски заказчика, риски окружающей среды и т.п. Иерархическая структура рисков позволит, в конце концов, выделить лицо, ответственное за управление конкретным риском в конкретном подразделении в связи с выполнением конкретной проектной работы.

Отметим, что понятие «планирование управления рисками» имеет определенное сходство с понятием «определение контекста».

Идентификация риска осуществляется с использованием различных способов обнаружения и идентификации проектных рисков, среди которых можно назвать:

● Анализ документации по проекту, включая RBS;

● Мозговой штурм;

● Экспертная оценка, например с использованием метода Delphi;

● Опрос экспертов;

● Метод аналогии, предусматривающий изучение материалов аналогичных, но уже реализованных проектов.

Любой идентифицированный риск с существенным воздействием должен быть документирован, а также должен быть назначен специалист с ответственностью, полномочиями и ресурсами для управления этим риском. Документирование может быть осуществлено в следующих формах:

- перечень (журнал) рисков, который должен быть включен в план менеджмента проекта или упомянут в нем (табл. 2.2);

- карточка риска (табл. 2.3).

 

Таблица 2.2.

Риски и угрозы в IT-проекте (на примере типовых рисков).

Факторы риска

Угрозы

Мероприятия по снижению рисков
1

2

3

Организационные риски

Недостаточная поддержка проекта со стороны высшего руководства заказчика

Увеличение сроков исполнения работ вплоть до их приостановки

Выделение ответственного лица со стороны высшего руководства заказчика, контролирующего сроки и качество работ по проекту
Нарушение баланса интересов участников

Скрытый или явный саботаж со стороны отдельных участников

Формирование организационных структур управления проектом, в которых обеспечено представительство всех заинтересованных сторон на всех уровнях управления
Рассогласование мнения участников по содержательным вопросам

Сложность приемки результатов работ и проектной документации

Определение регламентов взаимодействия, прав, обязанностей и ответственности участников проекта и органов управления
Недооценка сложности проекта

Снижение качества результата работ при попытке уложиться в заданные сроки и бюджет

Определение необходимого уровня детализации планирования Планирование и использование резервов
Недооценка взаимозависимости результатов работы рабочих групп по различным направлениям внутри проекта, а также смежных работ (закупка, изменение нормативной базы, оргструктуры)

Позднее выявление ошибок, простои персонала проекта, срыв сроков

Раннее выявление взаимосвязей работ за счет экспертизы проектных решений и привлечения экспертов в смежных областях Фиксация взаимосвязей в сетевом графике  

Риски человеческого фактора

Нежелание части персонала осваивать новые технологии

Снижение эффективности внедрения, возникновение напряженности в коллективе

Разработка системы мотивации персонала
Сложность освоения новых технологий

Высокие требования к квалификации персонала

Разработка высококачественной пользовательской документации Организация постоянно действующих курсов подготовки персонала
Сопротивление руководителей среднего и высшего звена из опасения уменьшения собственной значимости, потери авторитета

Невозможность успешного внедрения готовой системы

Использование правильных технологий внедрения (в том числе правильно формирование внедренческих команд)

Технические риски

Неочевидность технических решений, отсутствие аналогов, ориентация на тупиковые технологии

Неудовлетворительные потребительские качества системы (функциональность, эффективность, интерфейсы и т.д.), невозможность развития системы даже в краткосрочной перспективе

Организация процедур внутренней и внешней экспертизы

Неполнота и неточность исходной информации (в том числе отсутствие формализованного описания бизнес-процессов)

Несоответствие результатов проекта ожиданиям заказчика Проведение исполнителем исследования имеющейся документации и своевременно уведомление заказчика о необходимости проведения дополнительных работ по сбору, анализу и формализации исходных данных

Ошибочный выбор программной и/или технической платформы

Высокая стоимость владения Проведение выбора платформ на тендерной основе, сравнение платформ и обоснование выбора с позиций стоимости владения

Финансовые риски

Недостаточное финансирование

Невозможность завершения проекта Ранжирование задач по степени важности и поэтапная разработка и внедрение

Несвоевременное финансирование

Потеря первоначальных инвестиций Корректное формирование бюджета проекта, планирование финансовых резервов
       

 

Таблица 2.3

Шаблон документа "Карточка риска"

Название проекта

Текстовое поле. Название вводится (или выбирается из справочника) из системы регистрации проектов

Код проекта

В поле вводится код проекта из системы регистрации проектов (или выбирается из справочника проектов)

Номер(а) договора(ов)

Номера договоров с заказчиком. Выбираются из справочника. Поле может содержать несколько номеров договоров, соответствующих проекту

Тип проекта

Коммерческий

Маркетинговый

Внутренний

Заказчик

Название выбирается из справочника

Руководитель проекта

Ф.И.О.

Описание риска

Краткая формулировка

DD/MM/YY

Степень угрозы

Критическая ¨

Высокая ¨

Средняя ¨

Низкая ¨

Статус

Открыт / Анализируется / В работе / Закрыт

DD/MM/YY

Подобное описание риска и план работы с ним

Анализ проведен:

Исполнитель (ФИО)

Дата начала

Дата окончания

Подробное описание риска

Вероятность

Оценка возможного влияния – описать возможные следствия
наступления рискового события для работ проекта, оценить
их влияние на проектный график, бюджет и качество проекта

Влияние

Предлагаемая стратегия работы с риском

(привести обоснование выбора)

Стратегия

Варианты

действий

Описание предлагаемых мероприятий

Влияние планируемых действий на проект

(план, ресурсы и стоимость работ):

Описание предлагаемых мероприятий

Влияние планируемых действий на проект

(план, ресурсы и стоимость работ):

Резолюция (решение, сроки
исполнения решения)

 

Исполнитель (ФИО)

 

Резолюция утверждена

Дата

Ф.И.О.

 

Отчет о результатах выполнения

Дата получения результата:

Описание результата:

                         

 

Информация, вносимая в указанные документы на этапе идентификации риска носит неполный и предварительный характер. Она дополняется и уточняется на последующих этапах управления проектными рисками.

Оценка риска представляет собой процесс анализа и оценки каждого идентифицированного риска.

Качественный анализ риска может быть произведен на основе матрицы вероятностей и последствий рисков (рис. 2.12).

 

 




1-3       4-6        7-9

Последствия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: