Возбудители бактериальных зоонозных инфекций

Зоонозные инфекции - группа ин­фекционных болезней челове­ка, при которых источником инфекции являются инфицированные жи­вотные.   

По этиологии зоонозы разделяют на следующие инфекции:

- бактериальные (бруцеллез, туляремия, чума, сибирская язва, лептоспироз, сальмонеллез, кампилобактериоз риккетсиозы, хламидиозы, боррелиозы);

- вирусные (геморрагические лихорадки, бешенство);

- прионные (скрепи, губчатая энцефалопатия).

Человек как источникзоонозной инфекции, за редким исключением (например, при чуме), особой роли не играет. Большинство зоонозов является природно-очаговыми заболеваниями (например, туляремия, чума).     Заражение человека происходит разными путями.

 

Микробиологическая диагностика проводит­ся в лабораториях особо опасных инфекций, так как возбудители зоонозов по степени опаснос­ти относятся к 1-й и 2-й группам микробов.  .  

Возбудители бруцеллеза – бактерии рода Brucella. По происхождению и некоторым биологическим особенностям различают следующие виды: B. melitensis, B. abortus, B. suis и др. 

Все бруцеллы – мелкие грамотрицательные, неподвижные палочки, спор и капсул не образуют.    

Бруцелл   дифференцируют по образованию H2S, чувствительности к CO2, действию анилиновых красок и другим признакам.

Возбудитель туляремии – F. tularensis относится к роду Francisella.   Бактерии туляремии представляют собой очень мелкие кокки. Спор не образуют, имеют небольшую капсулу, неподвижны, грамотрицательны.

Микробиологическая диагностика проводится в специальных лабораториях путем заражения лабораторных животных, так как непосредственное выделение возбудителя на питательных средах из крови или другого материала, взятого у больных людей, удается крайне редко. 

Возбудитель чумы - I.pestis относится к семейству Enterobacteriaceae, роду Iersinia.  Чумная палочка имеет овоидную форму, окружена нежной капсулой, грамотрицательна, окрашивается биполярно.  

Идентификацию чистой культуры проводят по морфологии бактериальных клеток (образует капсулу, нет жгутиков), характеру роста (не растет на голодном агаре, образует R-форму колоний), антигенным и биохимическим свойствам (обладает фибринолитической активностью, ферментирует рамнозу, адонит, уреазной активностью не обладает), чувствительности к специфическому бактериофагу и биопробе.

Возбудитель сибирской язвы (B. anthracis) – спорообразующая палочка, относится к семейству Bacillaceae, роду Bacillus.  

B. anthracis представляет собой грамположительную, крупную, неподвижную стрептобациллу. Капсулу образует в организме и на белковой питательной среде.  

Возбудитель лептоспироза – L. interrogans относится к семейству Leptospiraceae, роду Leptospira и представляет собой подвижных S-формы бактерий. При окраске по Романовскому-Гимзе лепоспира приобретает розовый цвет.

L. interrogans растет на  средах с сывороткой, при 28-300 С, в аэробных условиях, медленно (не менее 2 месяцев). При росте лептоспир жидкая среда остается прозрачной.

 

Задача №1. Студентка сельскохозяйственного института возвратилась из района, неблагополучного по бруцеллезу. Обратилась к врачу с жалобами на внезапный подъем темпера­туры, боли в суставах, головные и мышечные боли. Учитывая эпиданамнез, была госпитализирована с подозрением на бруцеллез.

1)Какие микробиологические исследования следует провести для по­становки диагноза?

2)По каким признакам проводится окончательная идентификация бруцелл?

Задача №2. У больного с подозрением на острую форму бруцеллеза была взята кровь и засеяна на питательный бульон, поставлена реакция Райта. Через сутки питательная среда осталась стерильной, реакция Райта отрицательна. На этом основании диагноз «бруцеллез» был снят.

1)Какие методы исследования были применены?

2)Достаточно ли обоснованы выводы врача?

Задача №3. Женщине, работающей на животноводческой ферме, поставлен предварительный диагноз «Бруцеллёзный полиартрит». Пациентка считает себя больной около 2-х недель. Реакция Бюрне оказалась сомнительной.

1)Какой препарат применяется для постановки реакции Бюрне?

2)Диагностическая ценность реакции Бюрне.

3)Какими методами лабораторной диагностики можно установить этиологию полиартрита?

Задача №4. У больного длительное время (более месяца) субфебрильная температура, увеличение лимфатических узлов, боли в суставах, общая слабость. Работает в ветлечебнице. Предполагаемый диагноз: бруцеллез.

1)Какой материал взять на исследование?

2)Какие методы диагностики применить?

Задача №5. Больной обратился к врачу с жалобами на лихорадку, головные и мышечные боли. Из анамнеза выяснилось, что он работал на животноводческой ферме и употреблял в пищу не кипяченое молоко, брынзу, творог и другие молочные продукты.

1)Какие бактерии могли явиться возбудителями этого заболевания?

2)Какие микробиологические исследования должны быть проведены для диагностики этого заболевания?

Задача №6. У промыслового охотника через неделю после его возвращения с охоты на ондатру внезапно поднялась температура до 390С, появились резкие головные боли и боли в мышцах, а также припухлость подмышечных лимфатических узлов (бубон). Предполагаемый диагноз: тулеремия.

1)Какие микроорганизмы могли вызвать подобное заболевание?

2)Какие микробиологические исследования должны быть проведены для диагностики данного заболевания?

3)Какие препараты необходимо назначить для профилактики этого заболевания?

Задача №7. В природном очаге появились случаи заболевания людей с подозрением на бубонную форму чумы.

1)Назовите особенности проведения микробиологической диагностики чумы.

2)Как подтвердить диагноз бактериоскопическим методом?

3)Как провести биопробу и учесть ее результат?

Задача №8. У мужчины, занимавшегося охотой в зоне природного очага чумы, появилась головная боль, повысилась температура, стали болезненными лимфоузлы в области шеи. При микроскопировании мазков из крови больного, возбудитель чумы не обнаружен.

Достаточно ли данных для того, чтобы отвергнуть диагноз «чума»?

Задача №9. У больного подозрение на сибирскую язву, кожная форма.

1)Какой материал подлежит исследованию?

2)Перечислить методы диагностики сибирской язвы.

3)Какие свойства характерны для данного возбудителя?

Задача №10. К врачу обратился больной, по специальности – скорняк, с жалобами на лихорадку и общее недомогание. При осмотре на коже в области запястья обнаружен карбункул.

1)Какие микроорганизмы могут вызвать подобное заболевание?

2)Какие микробиологические исследования должны быть проведены для постановки окончательного диагноза и определения факторов передачи?

3)Какие иммунологические препараты необходимо назначить для лечения больных и профилактики контактных?

Задача №11. В лабораторию поступил материал (шерсть животного) для определения зараженности возбудителем сибирской язвы.

Какие реакции следует использовать с этой целью?

Задача №12. В клинику поступил больной, работающий на фабрике по производству меховых изделий, с диагнозом «Сибирская язва, кожная форма». В отделяемом карбункула при микроскопии мазка обнаружены грамположительные палочки, расположенные цепочками, напоминающими бамбуковую трость.

1)Как провести бактериологическое исследование для подтверждения диагноза «Сибирская язва».

2)Как отдифференцировать выделенную чистую культуру от почвенных бацилл?

Задача №13. В клинику поступил больной с предполагаемым диагнозом: «Сибирская язва, кожная форма». В отделяемом карбункула микроскопическим методом обнаружены грамположительные палочки, расположенные единично и цепочками, напоминающими бамбуковую трость; капсулу обнаружить не удалось. На чашке с МПА при посеве отделяемого карбункула выросли колонии, край которых напоминает львиную гриву.

1)Как подтвердить клинический диагноз?

2)Какой метод окраски применяется для выявления капсулы?

Задача №14. В бактериологическую лабораторию поступило несколько образцов кожи крупного рогатого скота для определения зараженности возбудителем сибирской язвы. Какие методы исследований следует применить для этой цели?

Задача №15. В период летних сельскохозяйственных работ несколько человек заболели. Предполагаемый диагноз лептоспироз.

1) Какой материал нужно взять на исследование?

2) Назовите методы подтверждения диагноза.

Задача №16. Больной обследуется на лептоспироз. Микроскопия препаратов от больного не дала положительного эффекта.

1)Можно ли отрицать лептоспироз?

2) Какие другие методы необходимо использовать для установления окончательного диагноза?

3)По каким свойствам идентифицировать культуру?

Задача №17. В клинику поступил больной с лихорадочным заболеванием на 4-й день болезни. Местность, где проживает больной, неблагополучна по лептоспирозу. Для выделения возбудителя произведен посев мочи в специальные питательные среды, но через сутки признаки роста отсутствовали.

Какая допущена ошибка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: