Материал: на наборном полотне изображения — мальчик Толя и девочка Даша. Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу, находит картинку и ставит ее на наборное полотно: картинки со звуком [т] — Толе, а со звуком [д] — Даше.
Назовем мы книжку... (том).
Для жилья построим... (дом).
Вот тележка — это... (тачка).
Дом в саду зовется... (дачка).
По реке плывут... (плоты).
Зреют на ветвях... (плоды).
Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [д] и [т]: высотный дом, тонкий гудок, тонкая доска, столовая сода, душная кладовка, ватная подушка, та-ладливая дочь, домашние тапочки, бутылка лимонада.
Задание 8. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т]:
да — да — да — бежит вода;
та — та — та — хвост пушистый у кота;
ду — ду — ду — дети бегают в саду;
ту — ту — ту — дали молока коту;
ды — ды — ды — нет воды;
ты — ты — ты — во дворе цветы.
Задание 9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т].
Возле дома лежит собака Том.
Няня нянчит Дашу и Никиту.
Мама купила Тане медальон.
У белки теплое, уютное дупло на дубе.
Пуховая подушка лежит на тахте.
В кадушке солят капусту.
Тоня надела домашние тапочки.
Света нюхает духи.
Вита сидит за столом и ест медовик.
У Наташи модная дубленка.
Задание 10. Повторение скороговорок с четким произнесением звуков [д] и [т].
Дятел клювом
Дуб долбит:
Тук-тук-тук —
Червячка он ищет тут.
Дятел дуб долбил.
Да не додолбил.
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
С. Маршак
Топали да топали,
Дотопали до тополя.
Дотопали до тополя,
Да ноги-то оттопали.
Только утром Таня встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Задание 11. Проговаривание стихотворных тестов с четким произнесением звуков [д] и [т].
Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую — дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил — скорее домой,
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
В. Друк
Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я —
Это мамочка моя!
Г. Виеру
Задание 12. Чтение рассказа, пересказ по опорным картинкам.
Толя на даче
Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и приплыл домой.
Задание 12. Пальчиковая игра.
Цели: развитие мелкой моторики; различение встихотворном тексте звуков [д] и [т].
Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить мишек.
Не встают они с дивана! Удивленно пожать плечами.
— Эй, Большак! Встряхнуть большой палец сначала
Вставай скорей! на левой, а затем на правой руке.
Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь.
— Ну а ты, лентяй Указка, Встряхнуть указательные пальцы.
У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро.
Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы.
Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук,
как кисточкой, сверху вниз, снизу вверх.
Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами
Знаю, болен был ты тяжко. другой руки.
Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец
Полежи еще два дня. к ладони и погладить его.
Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы.
Роста у тебя вершок! Показать, какого роста мизинчик.
Дифференциация звуков [с] и [с']
Были у Старичка Звуковичка два друга — два насоса: большой и маленький. Они очень много трудились, накачивая колеса на велосипедах и самокатах. Большой насос качал воздух: «С-с-с...», а маленький: «Сь-сь-сь...» По вечерам они отдыхали в саду на скамейке. Слушали соловья в кустах и тоже затягивали свои любимые песенки. Начинал большой насос. Вспомни его песенку.
Ребенок. С-с-с...
Педагог. А маленький продолжал. Как пел маленький насос?
Ребенок. Сь-сь-сь...
Педагог. Большому насосу подпевали птицы, в названиях которых есть звук [с]. Попробуй их назвать.
Ребенок. Соловей, сова, сокол, клест, ласточка, сойка.
Педагог. А маленькому насосу помогали петь птички, в названиях которых был звук [с']. Как ты думаешь, кто это?
Ребенок. Синички, овсянки.
Педагог. Вот такой веселое исполнение у них получалось!
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [с'].
Педагог. Хорошие песенки у насосов, но послушай внимательно, чем похожи они и чем отличаются?
Ребенок. Сходство: эти звуки согласные, глухие. Чтобы это проверить, нужно положить ладошку на горлышко и почувствовать, поет горлышко или нет.
Различие: песенка большого насоса поется твердо, а маленького — мягко.
Слова с твердым звуком [с] произносятся резко, отрывисто, слова с мягким [с'] — нежно, ласково.
Задание 2. Игра «Поймай звук».
Цель, различение звуков [с] и [с'] в ряде звуков, слогах, слов.
Материалы: картинки с изображениями большого и маленького насоса.
Попробуй отгадать, что поет: большой или маленький насос. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты, услышав звук [с], будешь поднимать картинку с изображением большого насоса, а услышав звук [с'] — с изображением маленького.
Звуки: [д], [с'], [м], [л], [с], [р], [к], [с], [ч], [с'], [т], [м], [с], [в], [с'].
Слоги: ди — си — ро — со —- лу — сю — ну — су — лё — сё — ка — са.
Слова: лук, сова, дом, секунда, носок, книга, кисель.
Задание 3. Игра «Песенки».
Цель: различение звуков [с] и [с'] в слогах.
са — ся — са ся — са — ся
сы — си — сы си — сы — си
со — сё — со се — со — сё
су — сю — су сю — су — сю
Задание 4. Игра «Добавь слово».
Цели: различение звуков [с] и [с'] в слогах, формирование звукового анализа и синтеза.
Большой насос любит слова со звуком [с],а маленький — со звуком [с']. Слова рассыпались. Давай попробуем добавить звуки или слоги и узнаем, кому это слово подойдет.
Добавь звук [с] или [с']: воло.., но.., ло.., гу.., автобу.., ры.., насо.., глобу...
Добавь слоги -са или - ся: ко.., Ва.., бабу.., поло.., А.., ли.., Мару.., колба...






