Цель: различение звуков [с] и [с'] в словах.
Материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [с'].
Ты любишь получать подарки? Давай порадуем подарками насосы. Только помни, что большой насос любит предметы, в названиях которых есть звук [с], а маленький — в названиях которых есть звук [с'].
Возьми любую картинку, произнеси название предмета, изображенного на ней, и поставь картинку к изображению большого или маленького насоса. Объясни свое действие.
Задание 6. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с']:
са — са — са — в лесу бегает лиса;
ся — ся — ся — мы увидели лося;
со — со — со — у Вовы колесо;
си — си — си — мы вызвали такси;
сы — сы — сы — у сома усы;
сю — сю — сю — дали сено мы лосю.
Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [с] и [с']: синие бусы, веселый гусак, свободное сиденье, стог сена, интересная сказка, стеклянные бусинки, миска с семенами, десять автобусов, весенний сад, пластиковое седло, вкусный кисель, сладкий апельсин.
Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [с] и [с'].
У дедушки Семена спелые сливы.
В саду поспели апельсины.
Седые облака висели над лесом.
У Сони синие васильки.
Сима пасет свиней и гусей.
В миске смесь семян.
Люся погасила свечу.
У Сани сетка с апельсинами.
Семена свеклы посеяли весной.
Сеня стоит у стены.
Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с'].
У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
Холода не бойся,
Сам по пояс мойся.
У осы не усы, а усики.
В субботу у Кости будут гости.
С осени и до весны
Спит медведь и видит сны.
У нас сегодня гости:
Стас, Семен и Костя.
Всех сильней на свете слон,
Потому спокоен он.
Задание 10. Повторение стихотворных текстов с чётким проговариванием звуков [с] и [с'].
Днем сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут —
На охоту летят.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.
Из кискиной миски пес
Сегодня «Вискас» унес,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Соня спит и видит сон:
Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий
Всюду-всюду иней.
Задание 11. Игра на развитие умения согласовывать движения с речью.
Катились колеса, Руки согнуть в локтях, ладони-
Колеса, колеса. вперед, совершать подталкивающие движения.
Катились колеса Руки на поясе, вращательное
Все влево, все косо. движение туловищем.
Скатились колеса Совершать те же движения
На луг, под откос, в обратную сторону.
И вот что осталось Выпрямиться, развести руки
От этих колес. в стороны.
Дифференциация звуков [с] и [з]
Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: «З-з-з...» Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: «С-с-с...» Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: «Что случилось?» Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].
Педагог. Давай вспомним песенку насоса.
Ребе нок. «С-с-с...»
Педагог. А теперь песенку комара.
Ребенок. «З-з-з...»
Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.
(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)
Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?
Ребенок. Молчит.
Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?
Ребенок. Горлышко звенит.
Педагог. Эти звуки какие?
Ребенок. Оба эти звука согласные.
Педагог. Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.
Задание 2. Игра «Поймай песенку».
Цель: выделение заданных звуков из ряда звуков, слогов, слов.
Материал: картинки с изображениями насоса и комара.
Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов. Когда ты услышишь звук [с], подними картинку с изображением насоса, а когда услышишь звук [з] — картинку с изображением комара.
Звуки: [м], [н], [с], [л], [к], [з], [п], [с], [ч], [з], [р], [м], [с], [з].
Слоги: зо — лу — пу — су — ны — зы — ка — са — ду — зу.
Слова: собака, ваза, кубик, нога, стул, зубы, нос.
Задание 3. Игра «Будь внимательным».
Цель: различение на слух и повторение слоговых цепочек.
Злая фея перепутала все песенки и хочет, чтобы ты их повторил без ошибок. Слушай внимательно!
Слоговые цепочки:
са — за — са за — са — за са — са — за
со — зо — со зо — со — зо за — за — са
су — зу — су зу — су — зу су — су — зу
Пары слов:
зайка — сайка замок — сапог Лиза — лиса
зуб — суп коза — коса злой — слой
Слова, в которых есть звуки [с] и [з]: записка, заносы, замазка, сазан, запасы, занавеска, слеза, застава.
Задание 4. Игра «Собери слова».
Цель: развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза.
Взмахнула злая фея волшебной палочкой, и все слова рассыпались. Помоги их собрать, добавляя слоги.
-са или - за: ли.., ва.., зано.., ко.., ло.., коле.., поло.., о.., мимо..;
- су или - зу: ве.., не.., па.., ле.., со..;
-сы или - зы: во.., ро.., стреко.., воло.., поло.., но.., бере.., автобу.., арбу...






