Змея змеилась, змея смеялась,
Смеясь — змеилась, змеясь — смеялась.
Сеня незнайка, а Зина зазнайка.
Зелень, зелень,
Всюду зелень!
Побежишь по мураве —
От зеленой карусели
Шум зеленый в голове. В. Приходъко
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ели и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы.
У сосенки ни слезинки —
Платье зелено на ней.
Хоть зима, хоть весна —
Вся зеленая сосна!
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
А. Барто
Задание 10. Игра на развитие умения согласовывать речь с движениями.
На болоте две подружки. Сделать из пальцев на обеих руках лягушек.
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались, Далее — имитация описываемых движений.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Дифференциация звуков [с] и [ц]
Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук, а цапля не согласна с ней. Попросили они Старичка Звуковичка, чтобы он их рассудил. Давай поможем Звуковичку.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [ц].
Педагог. Послушай внимательно и скажи, с какого звука начинается слово «сова»?
Ребенок. Со звука [с].
Педагог. А с какого звука начинается слово «цапля»?
Ребенок. Со звука [ц].
Педагог. Произнеси эти звуки. Давай посмотрим, чем они похожи?
Когда мы их произносим, губы растянуты в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет воздушная струя.
А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются. При произнесении звука [с] воздушная струя плавная, а при произнесении звука [ц] — отрывистая, толчкообразная.
Задание 2. Игра «Повтори за мной».
Подружились сова с цаплей, а звук [с] со звуком [ц]. Стали эти звуки водить хороводы из цепочек слогов:
ца — са — ца цо — со — цо ца — са — ца
са — ца — са со — цо — со сы — цы — сы
ас — ац — ас уц — ус — уц оц — ос — оц
ыц — ыс — ыц
Задание 3. Игра «Добавь слоги».
Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но слова по дороге рассыпались. Давай поможем их собрать, будем добавлять слоги.
-ца или - са: больни.., ли.., рукави.., сини.., пти.., поло.., ко.., ро,., ули..;
-цы или - сы: бу.., леден.., ве.., пти.., у.., паль..;
-со или - цо: коле.., коль.., ли.., про...
Задание 4. Игра «Доскажи словечко».
Принесли сова и цапля загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля.
Кто же это?.. (Цапля.)
Ночью не спит,
Громко кричит,
Круглая голова.
Кто же это?.. (Сова.)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный... (салют).
Цапля, стоя на крыльце,
Написала букву... («ц»).
Задание 5. Игра «Четвертый лишний».
Сова и цапля предлагают тебе послушать слова и сказать, какое слово не подходит:
• сорока, ласточка, соловей, курица (курица);
• блюдце, полотенце, сахарница, поднос (полотенце);
• куница, лисица, овца, барсук (овца).
Задание 6. Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, носатая цапля, вкусный голубец, ласковое солнце.
Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:
су — су — су — из колодца воду я несу;
цы — цы — цы — поспели огурцы;
са — са — са — у девицы коса;
цо — цо — цо — у Светы кольцо.
Задание 8. Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.
Всаду есть синие цветы.
Гусеница съела все листья.
Заяц сидел у сосны.
Месяц светит в оконце.
У цапли длинный нос.
Синица попала в сети.
Курица снесла яйцо.
Задание 9. Повторение скороговорок с четким произнесением всех звуков.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
Заглянет солнце
И к нам в оконце.
Цапли танцевали вальс,
Удивить хотели нас.
Цапля, важная, носатая.
Целый день стоит как статуя. С. Маршак
Синицы — веселые птицы.
Снятся Соне сны о птицах,
О цветах и о лисицах.
У всех сплетниц для гостей
Много всяких новостей.
Задание 10. Пересказ.
Санин сон
Спит Саня, и снится ему сон. Садится он в самолет и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Во сне Саня совсем не боится высоты.
Задание 11. Пальчиковая игра.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, дифференциация звуков [с] и [ц].
Цыплята
| Пять цыпляток, |
Большой и указательный пальцы –
клювик, остальные прижаты к ладони —
головка цыпленка.
Пять комочков, Все пальцы сжать в кулак.
Во дворе стоят у бочки, Пальцами изобразить бочку.
Захотелось им напиться. Приоткрыть пальцы-«клювики».
Из щелей течет водица.
Вот из лужи Перебирать пальцами, опуская
руки сверху вниз, — струйки воды.
Пьют цыплятки, Показать, как пьют цыплятки.
И у всех озябли лапки. Пальцы дрожат мелкой дрожью.
Вотподжали коготочки, Прижать скрюченные пальцы к ладони.
Побежали греться кквочке. «Пробежаться» пальцами по столу.
Дифференциация звуков [с] и [ш]
Наш Старичок Звуковичок попал в беду. Он играл в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к нам, нужно выполнить трудные задания. Ты хочешь помочь Старичку Звуковичку?
Задание 1. Произнесение изолированных звуков [с] и [ш].
Показать ребенку две картинки, на которых изображены насос и шарик:
Педагог. Какой звук издает насос, когда накачивают колесо?
Ребенок. Звук «с-с-с...»
Педагог. Какой звук получается, когда из шарика выходит воздух?
Ребенок. Звук «ш-ш-ш...»
Задание 2. Запомнить графическое изображение звуков [с] и [ш].
(↑) — звук [ш]: язык поднимается за верхние зубы;
(↓)— звука [с]: язык опускается за нижние зубы.
Задание 3. Показ звуков [с] и [ш] с опорой на кисть руки:
• пальцы опустить вниз — звук [с];
• пальцы поднять вверх — звук [ш].
Задание 4. Проговаривание различных слогов и слоговых рядов, содержащих звуки [с] и [ш].
Игра «Повтори за мной»
Педагог называет ряд слогов, а ребенок повторяет за ним:
са — ша — са ша — са — ша сы — сы — ши
сы — ши — сы ши — сы — ши шо — со — со
су — шу — су шу — су — шу су — шу — шу
со — шо — со шо — со — шо ша — са — са
Игры с мячом
Вариант 1. Педагог произносит различные слоги со звуками [с] и [ш]. Ребенок должен на заданный звук поймать мяч, а на другой отбить.
Вариант 2. Педагог произносит слог, например -са, и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, проговаривая слог, заменив звук [с] на [ш] и наоборот (са — ша, со — шо, су — шу, сы — ши; ша — са, шо — со, шу — су, ши — сы).






