Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.
Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские... (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая... (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
Задание 6. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [с] и [з]: светлая занавеска, опасная зона, злая лиса, особое задание, пустая солонка, свежий воздух, звонкий голос, пустое задание, полезный совет.
Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:
са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.
Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [с] и [з].
На столе стоит ваза с мимозами.
Зоя слит на софе.
В кустах поет звонкий соловей.
Соня читает азбуку.
Змея ползет по песку.
Зоя и Света поехали на вокзал.
Сказочный замок стоял в саду.
Настя забыла свой зонт в столовой.
У Кости болит зуб.
Лиза посолила суп.
Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з].
Всаду у Зои растут мимозы.
У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.
Зацепился за пень
И встал на весь день.
Звонок звенит, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.
Идет босой зайка косой,
Зайка косой идет босой.
Соня — незнайка,
А Зина — зазнайка.
Воздух лесной
Пахнет сосной.
Составляет зайка
Забавную мозаику.
Указать мне компас смог
Путь на запад и восток.
Из магазина умный пес
До дома Зое сумку нес.
Любит зайка сок капустный —
И полезный он, и вкусный.
Знает зайка сотню сказок,
Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.
Сосульке сегодня совсем не до сна.
Знает она — наступает весна.
Задание 10. Заучивание стихотворений.
Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капусточки хотят.
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А потом я заболел —
Стало очень грустно. М. Дружинина
Слон смеется в самый зной:
«Славный душ всегда со мной!» Б. Тимофеев
Доктора не бойтесь, дети,
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я —
Это мамочка моя. Г. Виеру
Змея
Увидев свой хвост, удивилась змея:
«Неужто, друзья, это все еще я?»
М. Бородицкая
Задание 11. Пальчиковые игры.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [с] и [з].
Зайка — скок, зайка — скок! «Зайка» из пальцев скачет по столу.
За кусток — и молчок. Кисть левой руки — куст, кисть правой
— зайка. Он прячется за куст.
Из-за кустика выглядывает, Зайка выглядывает из-за куста.
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит, Погрозить зайке пальцем.
Зайке спрятаться велит:
«Бродит серый волк в лесу, Пальцами правой руки показать волка,
Он поймал вчера козу. пальцами левой руки — козу.
Та его — рогами в бок! Коза бодает ладонь правой руки.
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать, Коза бодается.
По кустам его гонять! Вокруг кустов бегает волк.
Волк помчался по дороге, Пальцами пробежаться по столу.
И едва унес он ноги!»
Дифференциация звуков [с'] и [з']
Старичок Звуковичок очень любит природу. Однажды он отправился в лес и встретил там кузнечика, который рассказал такую историю: «В зеленом лесу жила большая злая оса. Все ее боялись. Когда по лесу раздавалось грозное: "Зь-зь-зь...", все его жители пытались скрыться, так как эта злючка могла укусить. А вот маленькую оску все любили. Она дружила со всеми зверюшками, помогала им в трудную минуту. Только раздавалось ее веселое: "Сь-сь-сь...", как все спешили встретиться с маленькой оской».
Не понравился Старичку Звуковичку рассказ о злой осе. Решил он пойти и прогнать ее из леса.
Задание 1. Игра «Оса и оска».
Цель, различение звуков [с'] и [з'] в ряде звуков, слогов, слов.
Давай поиграем с тобой в игру. Когда ты услышишь песню злой осы: «Зь-зь-зь...» — закроешь лицо руками — спрячешься. А когда зазвенит оска: «Сь-сь-сь...» — откроешь лицо, чтобы встретиться с оской.
Звуки: [д'], [р'] [с'], [м'] [н'], [з'], [л'], [с'], [в'], [з'], [с'], [п'], [з'].
Слоги: си — ми — ня — зя — ле — се — вю — зю - ри си — ти — ги — зе.
Слова: бузина, букет, осень, мак, сила, улица, изюм.
Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [с'] и [з ].
Педагог. Послушай внимательно, чем похожа и чем отличается песня злой осы от песенки маленькой оски.
Ребенок. Сходство в том, что эти звуки согласные мягкие.
Различие: звук [с'] — глухой, [з'] — звонкий.
Педагог. Приложи к горлу ладошку и произнеси звуки по очереди. Что происходит?
Ребенок. Когда произносим звук [с'] - горлышко молчит, а когда произносим звук [з'] — звенит.
Задание 3. Игра «Песенки».
Цель: различение звуков [с'] и [з'] в слогах:
се — зе — се зе — се — зе
се — зё — сё зё — се — зе
си — зи — си зи — си — зи
сю — зю — сю зю — сю — зю
Задание 4. Игра «Добавь слог».
Цель: различение звуков [с'] и [з'] в словах.
Испугались слова злой осы и рассыпались. Помоги их собрать, добавляя слоги.
-си или - зи: кара.., отне.., ма.., во..;
-сит или -зит: но.., во.., ви.., про...
Задание 5. Игра «Доскажи словечко».
Цель: различение звуков [с'] и [з'] в словах.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Забодал меня... (козел),
На него я очень зол.
Не любит Зина Запах... (бензина).
Маленькую Люсю
Напугали... (гуси).
Десять гусят
Под осиной... (сидят).
Задание 6. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [с'] и [з']: поземка и снегопад, синий узелок, унеси газету, веселый зяблик, зимняя песенка, везу сено, зеленая тесьма, спелая земляника, восемь изюминок.
Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с'] и [з'].
ся — ся — ся — Зина пасет гуся;
зи — зи — зи — сено отвези;
сю — сю — сю — сюда зовут козу;
зе — зе — зе — сено дают козе.
Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [с'] и [з'].
Новый велосипед купили в магазине.
Лисенок испугался змеи.
Синие васильки на зеленом лугу.
В лесу зеленела осина.
Зимой по улице поземка.
Зяблик и синица — это зимующие птицы.
Семья сидит в зеленой беседке.
Зина и Сеня ели вкусную землянику.
Алексей несет бузину.
Зина купила бусины.