Игра «Добавь звук, слог»

Звук [с] и [ш]: но.., малы.., анана.., шала.., ду.., фику.., ланды.., ле..;

Слог -са  или - ша: ли.., Ната.., о.., но.., ка.., поло.., Да.., ко..;

Слог -сы или - ши: бу.., малы.., ве.., камы.., ланды.., авто-бу.., шала.., матро...

Задание 5. Отгадывание загадок.

Перед ребенком — картинки. Педагог загадывает загадку, ребенок находит картинку-отгадку, определяет наличие звуков [с] или [ш] в слове. Можно предложить ребенку разложить картинки на две группы: со звуком [с] и со звуком [ш].

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака.)

 

Сто одежек, и все без застежек. (Капуста.)

 

Что за птица?

Песен не поет, гнезда не вьет.

Людей игруз везет. (Самолет.)

 

У нее большая грива,

Есть копыта, есть и хвост.

Скачет быстро и красиво —

Просто глаз не оторвешь. (Лошадь.)

 

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

 

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (Вешалка.)

Задание 6. Игра «Доскажи словечко».

Закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию сло­вом, определить наличие звука [с] или [ш] в слове.

Он соло пел среди ветвей,

Его прозвали... (соловей).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису).

В подполье, в каморке,

Живет она в норке.

Серая малышка. Кто же это? (Мышка.)

Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский... (сад).

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие... (кошки).

Кто имеет один рог?

Отгадайте. (Носорог.)

Кто альбом раскрасил наш?

Ну конечно... (карандаш).

Задание 7. Игра «Скажи наоборот».

Закончить предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению. Определить наличие звука [с] или [ш] в слове.

Трава низкая, а дерево... (высокое).

Гном маленький, а великан... (большой).

После дождя земля сырая, а в жару... (сухая).

Ночью темно, днем... (светло).

Задание 8. Игра «Четвертый лишний». Повторить ряд слов в заданной последовательности. Опре­делить, какое слово лишнее, объяснить почему.

Сапоги, шуба, сандалии, кроссовки (шуба).

Собака, кошка, лошадь, лиса (лиса).

Стол, шкаф, ложка, стул (ложка).

Шапка, шарф, сарафан, шуба (сарафан).

Шапка, сапоги, шуба, шорты (сапоги).

Шкаф, миска, ложка, чашка (шкаф).

Сосна, ромашка, осина, береза (ромашка).

Слива, груша, апельсин, свекла (свекла).

Задание 9. Многократное повторение слов с контролем чет­кого произнесения звука [с] или [ш]: сушка, сушилка, пастушок, шесть, машинист, солнышко, стишок, смешок, совушка, вес­нушка, пустышка, смешинка, сынишка; душистый, пушистый, послушный; сушить, спешить, поспешить, насмешить.

Задание 10. Многократное повторение словосочетаний с по­степенным ускорением темпа, контролировать произнесение звука [с] или [ш]: седой дедушка, сосновые шишки, веселый малыш, шумный класс, куст шиповника, сухие сушки, пуши­стая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишневый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель, послушный малыш, веселый пастушок, ясное солнышко.

Задание 11. Повторение чистоговорок с четким проговариванием всех звуков:

ша — ша — ша — Саша моет малыша;

су — су — су — мишку видели в лесу;

ши — ши — ши — спать ложатся малыши;

со — со — со — Миша катит колесо;

аш — аш — аш — под сосной стоит шалаш;

ас — ас — ас — Даша ела ананас.

Задание 12. Медленное и четкое произнесение предложений с повтором в быстром темпе.

У слона большие уши.

Леша поймал большого усатого сома.

Кошка ест кашу из миски.

Лукошко вишен стоит на столе.

У Даши вкусные вишни.

Кукушка весело кукует.

Алеша любит салат, а Маша любит шоколад.

Пушистая кошка сидит на окошке.

У кошки пушистый хвост.

В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

В тишине слышен гул самолета.

Малыши слушают смешные стишки.

У Маши пушистая кошка.

Пастушок спешит домой.

Задание 13. Повторение скороговорок с постепенным уско­рением темпа.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.

Вымыли мышки миски для мишки.

Саша мал, Саша мил, Саша с мылом уши мыл.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сшила Саша Соне шапку.

Задание 14. Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуками [с] и [ш].

Поспешишь — людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Меньше слов, да больше дела.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не спеши языком, а спеши делом.

 Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Задание 15. Повторение стихотворных текстов.

Любит сушки наша Даша,

Сушки — это вам не каша.

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня хотят.

А наша Наташа дает им кашу,

Вот смешная Наташа!

У Паши сапожки,

А у Саши — босоножки.

Задание 16. Игра для развития умения согласовывать дви­жения с речью.

Десять очень славных мышек   Показать десять пальцев,

                                                  затем на обеих руках пока­зать мышек.

Десять взять решили пышек.         Показать десять пальцев,

                                                  ла­донями изобразить пирожок.

Печь горячую открыли,             Кистью руки показать, как

                                                  открывается дверца у печи.

К сковородке подскочили,        Пальцы «бегут» по столу.

Лапки все пообжигали.             Каждый палец по очереди

                                                  отскакивает от стола.

Стала мама всех лечить,          Каждый палец правой руки по очереди

Лапки в маслице мочить,         крепко прижима­ется к центру

                                                  ладони левой руки, затем наоборот.

Пластырь клеить всем             Указательным пальцем пра­вой руки

на ранки,                                   «наклеить» на поду­шечки левой руки

                                                  «плас­тырь», затем наоборот.

А потом давать баранки.         На обеих руках одновременно

                                                  делать колечки: большой — указательный,

                                                 большой — средний и т. д.

Дифференциация звуков [з] и [ж]

 

Много интересных сказок знает Старичок Звуковичок. Вот одна из них.

Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И раз­влекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: