Роль и место исследовательской деятельности обучающихся

Тема 1. Социальные и психолого-педагогические предпосылки организации исследовательской деятельности обучающихся

План

Векторы развития современного информационного российского общества.

Роль и место исследовательской деятельности обучающихся.

3.Характеристика социальных и психолого-педагогических условий в управлении учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся.

4.Организация и учебно-методическое обеспечение процесса управления учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

5.Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях ФГОС НОО.

Цель занятия- ознакомить студентов с социальными и психолого-педагогическими предпосылкамиорганизации исследовательской деятельности обучающихся.

Термин " информационное общество " в научной среде был представлен в начале 1960-х годов в одно время и в Японии, и в США и определил вектор развития целого научного направления. Изобретение самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института.

Общество считалось информационным, где процесс компьютеризации был направлен на: обеспечение участников данного общества доступом к источникам информации с высокой надёжностью, освобождение их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации производства.

У. Мартин выделяет пять наиболее существенных факторов информационного общества:

· технологический фактор: информационные технологии получают широкое распространение на производстве, в различных учреждениях, системе образования и в быту;

· в социальной сфере: расширение доступа к информации становится важнейшим стимулятором изменения "качества жизни", формирования и утверждения "информационного сознания";

· экономический фактор: информация является базовым фактором перспективного развития, выступая в качестве ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

· политический фактор: свобода распространения и получения информации определяет значительный рост участия граждан в политическом процессе и достижению консенсуса между различными социальными группами и слоями населения;

· культурный фактор: ценностный характер информации, определяет ее роль в развитии отдельных индивидов и общества в целом [ 2.14 ].

На основании рассмотренных учеными можно выделить 3 основных направления развития, характеризующих информационное общество: развитие экономики, развитие человеческих ресурсов и развитие технологий.

 

Как отмечает К.Д. Карабаева, "одной из главных целей существования современного государства является создание здорового информационного общества, которое также основывается на развитии общественных отношений в русле сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации и укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании" [ 2.5 ].

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность необходимо изучить такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата [4, с.8].

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [ 11, с.103].

А. И. Савенков дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [20, с. 315].

Большинство открытий человечества никогда не были построены в строго заданной логике и последовательности обсуждаемых этапов, а результаты значительной их части к тому же никогда не были так оформлены! С этой точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.

В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

В. И. Андреев рассматривает исследовательскую деятельность учащихся как организуемая педагогом деятельность школьников с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания, в результате которых развиваются исследовательские умения учащихся.

Исследовательская деятельность рассмотрена с позиции теории деятельности. Установлено, что она, как и любая другая деятельность, имеет определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, которые имеют специфическое предметное содержание.

Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя [5, с. 271].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: