Организация проектно-исследовательской деятельности

• Учебный план: предмет «Проектная деятельность»; внеурочная

деятельность

• Заседание МО учителей

• Определение тематики и выбор руководителя

• Направление и содержание определяется руководителями проектов

совместно с учащимися

• План-график

Для учащихся:

2-4 классы – не менее 1 проекта в год

5-8 классы – не менее 2 проектов в год

9-11 классы – 2 проекта в год

Индивидуально

В группе не более 5 человек

От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и

учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ -ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая игра, спектакль, стенгазета.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы

проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь

решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои

мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты

рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы,

вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и

результативности решения

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку

проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных

изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям

радость.

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект) Актуальность проблемы

мотивация

Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем) Целеполагание

Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат «Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

 Формы предъявления результата:

- Реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы,

макеты

- Литературные произведения, статьи, стендовые отчёты,

видеоматериалы, фотоальбомы, модели.

Приобщение школьников к традициям исследовательской деятельности

1. Организация исследовательской деятельности школьников является следствием социального заказа общества и государства.

2. Занятия школьников исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста.

В то же время, младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых обучающимся для успешной учебной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

Охарактеризуйте основные векторы развития современного информационного российского общества.

В чем Вы видите роль и место исследовательской деятельности обучающихся?

3. Дайтехарактеристику социальных и психолого-педагогических условий в управлении учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся.

4. Раскройте пути организации и учебно-методического обеспечения процесса управления учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

5. Как организовать проектно-исследовательскую деятельности в условиях реализации ФГОС?

 

Литература

1. Бруднов, А.К. Учебно-исследовательская работа школьников [Текст]/А.К. Бруднов //Воспитание школьников.- 1996.- № 2 - С. 6-8.

2. Гафитулин, М.С. П. Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]/М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

3. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М.: «Сентябрь», 2003. - С.204

4.Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

5. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - С. 14-22.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: