Психологический мониторинг, тренинги

Здесь очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

Педагогические принципы проектирования модели сформулированы на основе научных исследований таких авторов, как В. И. Андреев, В. П. Беспалько, Д. Н. Богоявленский, М. В. Кларин, Т. В. Caфонова, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин и др., которые определил подходы при решении задач проектирования целей, содержания, методов, средств обучения и контроля над процессом обучения.

Главная цель исследования должна пониматься учителем и учащимся как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий [26, с.22].

  Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

Результативност ь инновационного поиска во многом зависит от уровня подготовленности, заинтересованности и слаженности действий участников исследования (школьников), четкости распределения заданий, точности критериально - оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.

Исследовательская деятельность школьников несет в себе ряд особенностей:

-она, как правило, носит конструктивно – деятельностный характер, педагогическая задача которого – не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;

-она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.

 

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

· соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;

· максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;

· компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

· материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

 

Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования, при выборе темы должны учитываться правила:

1. Тема должна быть интересна учащимся, должна увлекать его.

 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

5. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

6. Школьник должен чувствовать себя исследователем.

 

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.

Развитие умений видеть проблемы.

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

  Развитие умений выдвигать гипотезы.

  Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное [13, с.48].

Таким образом, мы определяем исследовательскую деятельностьшкольников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Исследовательская деятельность школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.

Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить, что для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем, т.к. увлекает увлеченный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: