Отец милосердия и Бог всякого утешения

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Предисловие

Апостол Павел пишет второе послание к коринфянам, потому что в первом обещал придти к ним, но был удержан Духом для других, гораздо более важных, дел и подвергся искушениям. Он должен был написать в оправдание своей продолжительной медлительности, и потому пишет второе послание, объясняя, почему он промедлил с пришествием. Притом, после первого послания коринфяне стали лучше, и он должен был одобрить их и похвалить. Ибо как согрешивших их он упрекал, так исправившихся обязан был похвалить. Поэтому и не видно в этом послании прежних угроз, за исключением некоторых только мест к концу послания, кои нужны были потому, что некоторые из иудеев высоко мудрствовали о себе и порицали Павла как невежду и не заслуживающего никакого уважения.

                                                                                            Глава 1

Кор.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии.

Кор.1:2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Кор.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

Отец милосердия и Бог всякого утешения.

Кор.1:4. Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих.

Кор.1:5. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

Кор.1:6. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения,

Которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

Кор.1:7. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения.

Зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Кор.1:8. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.

Кор.1:9. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога,

Воскрешающего мертвых,

Кор.1:10. Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит

Кор.1:11. при содействии и вашей молитвы за нас,

Дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Кор.1:12. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

Кор.1:13. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,

Кор.1:14. так как вы отчасти и уразумели уже.

Что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

Кор.1:15. И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать.

Кор.1:16. И через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

Кор.1:17. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?

Кор.1:18. Верен Бог, что слово наше к «вам не было то «да», то «нет».

Кор.1:19. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да».

Кор.1:20. Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас.

Кор.1:21. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

Кор.1:22. который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

Кор.1:23. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф.

Кор.1:24. Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей,

Ибо верою вы тверды.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

Поскольку апостол при первом послании посылал Тимофея в Коринф и потом опять принял его, когда тот возвратился, то справедливо присоединяет к своему имени и его имя. Кроме того, Тимофей показал коринфянам и опыт своей добродетели. Таким образом, апостол упоминает в настоящем послании о Тимофее, как о лице, уже известном коринфянам и многое исправившем у них. Заметь, что иногда называет его сыном: «как сын отцу», говорит, «служил мне в благовествовании» (Флп.2:22), иногда сотрудником: «ибо он делает дело Господне, как и я» (1Кор.16:10), а теперь братом, представляя его во всех отношениях достойным уважения.

Церкви Божией, находящейся в Коринфе,

Опять соединяет их, сказав; "церкви"; ибо находящиеся в разделении не составляют церкви.

Со всеми святыми по всей Ахаии.

Упоминает обо всех, живущих в Ахаии, оказывая предпочтение коринфянам, когда чрез послание к ним приветствует всех, и в то же время призывает весь народ к согласию. Кроме того, поскольку они все колебались, то предлагает им общее врачевство; то же самое делает в посланиях к галатам и к евреям. Называя же их святыми, показывает, что если кто нечист, то недостоин этого приветствия и наименования.

Кор.1:2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

И теперь употребляет обыкновенное приветствие, о чем сказано в других местах.

Кор.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

В первом послании обещал придти к ним, но так как не пришел, то предполагал, что очень опечалил их мыслью, будто предпочел им других. Итак, желая оправдаться и показать, что его задержали многие случившиеся с ним искушения, предлагает прекрасное объяснение в свою защиту. Благодарю, говорит, Бога, спасшего меня от опасностей; чрез это благодарение намекает на то, что были некоторые великие препятствия удерживавшие его, за освобождение от которых и благодарит. Поставь к слову "Бог" знак препинания, потом начинай: «и Отец Господа». Если же и совместно будешь понимать это: Бог и Отец Господа, то ничего не будет нового, ибо Он есть одного и Того же Христа – по человечеству Бог, а по Божественности Отец.

Отец милосердия и Бог всякого утешения.

То есть Он явил столь великие щедроты, что извел нас из самых врат смерти и удостоил нас всякого утешения в скорбях. У святых был обычай называть Бога по благодеяниям, получаемым от Него. Так, по случаю победы на войне Давид говорит: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс.17:2), и еще: «Господь крепость жизни моей» (Пс.26:1); по случаю избавления от помрачения и затмения ума и от печали: «Господь просвещение мое» (Пс.26:1). Так и теперь Павел называет Бога Отцом щедрот и Богом утешения вследствие того, что с ним случилось. Заметь же его смиренномудрие: получив избавление от искушений за благовестие, он не говорит, что избавление по достоинству, но по щедротам Божиим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: