Приложение № 11
Задачи по работе с родителями на период адаптации:
1. Планомерное, активное педагогическое просвещение молодых родителей.
2. Удовлетворение индивидуальных запросов родителей по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.
3. Оказание практической помощи семье в овладении различными умениями и необходимыми навыками ухода за детьми,
4. Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада.
5. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
| Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
| Презентация детского сада | · Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. · Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. · Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
| Анкетирование "Давайте познакомимся» | • Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
| Консультация «Первый раз в детский сад» | · Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей. · Консультирование родителей на темы: об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду, режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование КГН. |
| Консультация «Все о детском питании» | • Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
| Родительское собрание | • Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. • Выборы родительского комитета группы |
Методы и приемы работы с родителями на период адаптации
| Методы и приемы | Цель |
| Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, психолога и др. специалистов | Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей |
| Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации) | Научить родителей играть и общаться с детьми |
| Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр | Поощрять размышления родителей о достижениях детей |
| Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические) | Поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей Помочь родителям глубже понять отношения с детьми |
Памятки для родителей
«Психологические особенности детей раннего возраста»
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общении е со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша, в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.
«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
µ Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
µ Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
µ Будьте терпеливы.
µ Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
µ Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
µ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
µ Если вы видите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный» разговор (комментируйте его действия).
µ Говорите с малышом короткими фразами, медленно. В разговоре называйте как можно больше предметов, давайте простые понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь? На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
µ Каждый день читайте малышу. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
µ Поощряйте любопытство.
µ Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь Вашему малышу!
Признаки психо-эмоционального напряжения
µ Трудность засыпания и беспокойный сон.
µ Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
µ Рассеянность, невнимательность. Беспокойство, непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним. Проявление упрямства.
µ Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
µ Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия). Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
µ Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения. Повышенная тревожность.
µ Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.






