µ Манипулирование детьми.
µ Индивидуально-личностные особенности персонала.
µ Межличностные отношения детей в группе.
µ Враждебность окружающей среды.
µ Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
µ Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки.
µ Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
µ Неправильная организация общения.
µ Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания на свежем воздухе.
µ Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
µ Неблагоприятные погодные условия.
µ Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние источники угрозы психической безопасности ребенка
µ Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
µ Осознание ребенком своей неспешности на фоне других детей.
µ Отсутствие автономности.
µ Индивидуально-личностные особенности ребенка.
µ Патология физического развития.
µ Общим источником угроз психической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении
· Длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку.
· Строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
· Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.
С конца первого года жизни и в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется особенностями его поведения и эмоциональных проявлений:
- отрицательные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уловимых аффектных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффектное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия – чрезмерная активность);
- страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;
- гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;
- положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;
- коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (безконтактны), затем наступает ситуация компромиссной контактности. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адаптации ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;
- познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности – одно из условий снижения стресса;
- социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям.
- речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гиперактивность;
- нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.






