Сущность и содержание патриотизма.
Сущность и содержание ПВ.
Перечислить принципы ПВ и дать им характеристику.
Субъекты и объекты ПВ.
Цель – формирование патриотического сознания, знаний, умений и навыков, организации и проведения ПВ во всех типах образовательных учреждений.
Задачи:
Изучение и углубление теоретических основ ПВ молодежи
Изучение нормативно-правовых актов, связанных с организацией ПВ в образовательных учреждениях
Овладение методикой организации и проведения внеучебных форм обучения по ПВ учащихся и молодежи, а так же массовой патриотической работы
Выработка умений и навыков организации
Формирование у студентов чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм – нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству, обуславливает реализацию знаний отношений в процессе деятельности личности.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
ПВ – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организации по формированию у граждан патриотического сознания, чувства, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
ПВ - как процесс и результат формирования у студентов знание о патриотизме и нравственных отношениях, которые реализуются в процессе патриотической деятельности.
Содержание ПВ: включает в себя социальные, целевые, фундаментальные, организационные аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни – соц-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.
ПВ предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личностных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
4) Принципами патриотического воспитания являются:
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;
принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
5) Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
-семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;
-молодые граждане и молодежные общественные объединения;
-военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;
-трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
-представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
-творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
-преподаватели и воспитатели;
-представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.
Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают
-государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти,
-учебные заведения всех уровней;
-различного рода общественные организации и религиозные объединения;
-семья;
-трудовые и воинские коллективы,
- средства массовой информации и др.
-субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций.
Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.