В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается морально-психологическое и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними.
Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:
а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам политической жизни и военной службы, формирующиеся на основе политико-морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;
б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормы и способы регуляции совместной жизни и деятельности;
|
|
в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.
Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы.
Механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении, влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Система внутри коллективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т. д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).
Общение характеризуется:
-предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится);
-способом передачи информации (устная речь, письмо, использование неречевых средств - мимика, жесты);
-согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным, переговорная таблица, список условных наименований и сигналов).
Общение, как и всякая другая форма активности людей, имеет свои мотивы. Мотивы общения - явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.
Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию.
|
|
Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена психология коллектива, не всегда совпадают.
Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов на базе научного мировоззрения и нравственности. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся сознательными, идейными единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности.
Совокупность основных коллективных мнений, которые "четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это - ядро политико-морального состояния коллектива. В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.
Диффузное мнение - это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.
Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативное последствие, конфликт.
Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.
Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сплоченности), которая зависит от стремления, и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением.
Согласованность и гармоничность действий личного состава подразделения обеспечиваются с психологической стороны двумя группами факторов:
а) коллективной мотивацией;
б) навыками и умениями взаимодействия.
Коллективная мотивация — это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, — дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа.
Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб.
Основными составляющими умения воина действовать в контакте с товарищами являются:
-понимание и прогнозирование их действий и намерений;
-быстрое уяснение существа совместно решаемой задачи;
-способность выражать свои мысли, предложения и требования с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и принятых в нем норм.
Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается единым стремлением всех к общеколлективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются, в свою очередь, на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на безупречное знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою.
|
|
Особое звено в психологии воинского коллектива - межличностные отношения. Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище.
Положение воина в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета. Когда межличностные отношения складываются стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, активистов, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях, тогда авторитеты опираются тогда на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства молодых воинов. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм. Отсюда понятно, что командиры, актив подразделения должны хорошо знать взаимоотношения в коллективе, положение каждого воина в социально-психологической структуре подразделения, степень соответствия отношений требованиям воинских уставов и задачам повышения боевой готовности.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива - подвиг в бою, спортивные достижения. Достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков.
|
|
Коллективным настроением называют совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность. При оценке коллективного настроения учитывают любые формы эмоциональных реакций, в том числе и кратковременные. Совокупность этих реакций, приуроченных к конкретным событиям, дают возможность определить эмоциональные позиции и лучше понять общее настроение.
Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма - это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Основу активной формы коллективного настроения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям. По этой причине здесь более уместно было бы говорить об особом состоянии мотивационной сферы коллектива, о преобладании и выраженности эмоциональных мотивов известной силы и направленности, готовых в любой момент проявиться и уже проявляющихся в действиях
В повседневной работе командиры (воспитатели), встречаются, однако, с различными формами их проявления и воздействия на выполнение стоящих задач. В одних случаях внимание офицера привлекают прежде всего социально-психологические качества коллектива: его сплоченность, организованность, дисциплина, боеспособность, воспитательные возможности и т. д. В других случаях первостепенную важность приобретает проблема оценки состояний коллектива: его настроения, текущей направленности на конкретную деятельность, отношения к решаемым задачам, уровня его активности и готовности к действиям и в целом - его политико-морального состояния.
Опираясь на общее представление о структуре и динамике социально-психологических явлений в коллективе, используя его как программу действия, можно последовательно и целенаправленно изучить конкретное подразделение, вскрыть и использовать психологические основы его боевых и воспитательных возможностей, оценить богатство и зрелость его духовной жизни и ее влияние на боевую и политическую подготовку, воинскую дисциплину и другие стороны армейской и флотской службы.
В ходе работы с личным составом командиры (воспитатели) проявляют особое внимание к признакам, которые свидетельствуют о возможных отклонениях во взаимоотношениях, о появлении микрогрупп с отрицательной направленностью, об элементах нетоварищеского отношения к молодым воинам и о других проявлениях чуждой нам морали.
Рассмотренные здесь социально-психологические явления не исчерпывают психологию воинского коллектива. Их правомерно рассматривать в качестве ее основных, базовых элементов. Кроме них в жизни коллектива важную роль играют и некоторые другие явления: отдельно взятое коллективное мнение по одному вопросу, кратковременно существующее до тех пор, пока данный вопрос не нашел своего разрешения; отдельные элементы коллективного мастерства, звенья в системе взаимоотношений и т. д.