Тематическое планирование

Класс

№ урока Тема урока Содержание Деятельность ученика

                                                  Раздел. Новейшая история. Первая половина XX в.

1 Индустриальное общество в начале XX в.

Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.

.

 

Характеризуют основные направления политического развития в начале XX в.

Сравнивают политические мировые партии XX и XIX вв.

Выявляют экономическую и политическую составляющие «нового империализма»

 

2 Единство мира и экономика великих держав в начале XX в.
3 Политическое развитие в начале XX в.
4 Происхождение Первой мировой войны. Первая мировая война Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.   Раскрывают предпосылки Первой мировой войны.Выделяют ее этапы и характеризуют основные событияя. Определяют цели и планы сторон. Объясняют причины поражений различных стран в сражениях Первой мировой войны.    
5 Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система Версальско-вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.   Выявляют суть идей Лиги Наций, объясняют причины неучастия России, Определяют итоги Версальской конференции и Вашингтонской конференции, раскрывают противоречия Версальского мира.
6 Последствия войны: революция и распад империй Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.   Показывают на карте страны, где произошли революции во время или после I мировой войны; объясняют, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах; комментируют итоги и последствия революций; Соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности.  
7 Капиталистический мир в 20-е годы

Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.

 

Определяют причины быстрого роста экономики США; характеризуют международные отношения в 20-е гг.; сравнивают развитие Англии, Германии, Франции, США в 20-е гг.; готовят сообщения с помощью интернета.

Применяют понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения темы.

Формируют ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

 

8 Страны Европы и США в 20-е годы
9 Мировой экономический кризис1929-1933 года. Пути выхода Выявляют причины и особенности экономического кризиса; сравнивают либерально-демократические и тоталитарные режимы; характеризовать авторитарные режимы и их особенности. Характеризуют особенности кризиса в США. Раскрывают суть «нового курса» Рузвельта. Усовершенствуют умение работать с учебной и внешкольной информацией (систематизируют, анализируют и обобщают факты, составляют развернутый план,  
10 Демократические страны Европы в 30-е годы. Великобритания, Франция Характеризуют деятельность правительства народного фронта. Сравнивают экономическую политику Англии и США в период кризиса. Разрабатывают проекты по проблематике темы урока. Анализируют внешнюю политику Англии в 30-е гг. Приводят аргументы, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции.  
11 Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания

Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.

 

Выявляют причины установления тоталитарного режима в Италии. Характеризовать итальянский фашизм. Объясняют, почему Италия стала первой страной Европы, где установился фашизм.

Определяют причины установления тоталитарного режима в Германии. Раскрывают особенности пути фашистов к власти в Испании.

Усовершенствуют владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), используют современные источники информации.

 

12 Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания
13 Восток в первой половине XX в.

Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.

 

Выявляют задачи политики Японии, Индии и Китая в 20-30-е гг. Сравнивают пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывают смысл понятия «гандизм».

Выделяют особенности общественного развития. Выявляют сходство и различие в развитии континента. Сравнивают развитие Мексики и Кубы.

14 Латинская Америка в первой половине XX в.
15 Культура и искусство первой половины XX в  
16 Международные отношения в 30-е годы Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Политика «умиротворения» агрессора Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР. Нарастание агрессии. Германский нацизм Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне Определяют причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров. Готовят доклады, сообщения с помощью ресурсов Интернета. Оценивают роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение.  
17-18 Вторая мировая война 1939-1945гг

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.Разгром Германии, Японии и их союзников

Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.

Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.

Характеризуют международные отношения накануне войны. Сравнивают силы сторон накануне войны. Выявляют причины разгрома стран. Дают характеристику Советско-финлядской войне и советско-германскому договору. Работают с текстом учебника по заполнению таблицы: «Ход событий Первой мировой войны». Высказывают свою точку зрения по вопросу открытия «второго фронта».

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

19-20 Урок повторения и контроля по теме: «Новейшая история. Первая половина XX в.»

Раздел. Россия в годы «великих потрясений»

21-22 Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Боевые действия на всех фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Власть, экономика и общество в условиях войны. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений. Кадровая чехарда в правительстве. ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Российская империя накануне революции. Территория и население. Причины обострения экономического и политического кризиса. Национальные и конфессиональные проблемы. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства 60 и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). В. И. Ленин как политический деятель. Диктатура пролетариата. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле». Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Определяют влияние модернизации на нарастание международной напряженности, приведшей к Первой мировой войне;  Локализуют исторические факты на карте, раскрываюь ход военных действий.

Определяют причины Февральской революции и крушения монархии; Характеризуют новую систему власти; Раскрывают сущность двоевластия. Определяют причины падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета, причины и результаты Корниловского выступления.

Выявляют причины и ход Октябрьской революции; Характеризуют первые мероприятия советской власти и систему государственного управления, созданную после Октября 1917 г.; Сравнивають политику большевиков с их программой, разработанной до революции; определяют первые итоги большевистской власти.

Выявляют и анализируют особенности российской экономики, определяют роль государства в экономике, анализируют проблемы аграрного сектора.

Выявляют причины гражданской войны и интервенции, оценивают экономическую и политическую платформу белого и красного движения, анализируют политику «военного коммунизма», характеризуют наиболее крупные победы красны, выясняют причину победы красных; определяют собственное отношение и оценку значительных событий и деятелей данного периода

Выделяют направления культурной политики советской власти.

Работают с историческими документами, статистическим материалом. Систематизируют материал, обобщают, делают выводы и формируют свою точку зрения, аргументируют ее.

23-25 Великая российская революция:февраль1917 года
26-27 Великая российская революция: октябрь 1917 года
28-29 Первые преобразования большевиков
30 Экономическая политика Советской власти.
31-32 Гражданская война и её последствия
33-34 Идеология и культура периода Гражданской войны
35-36 Наш край в годы революции и Гражданской войны
37-38 Урок обобщения по теме: «Россия в годы великих потрясений»

Раздел. Советский Союз в 1920-1930-х годах

39-40 Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу.

Последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике (нэп). Замена продразверстки продналогом. Иностранные концессии. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Установление в СССР однопартийной политической системы. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства. «Раскулачивание». Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг. Крупнейшие стройки первых пятилеток. Создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Утверждение «культа личности» Сталина. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Конституция СССР 1936 г.

Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Наступление на религию.

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.

Форсирование военного производства и освоения новой техники. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.

 

Рассматривают причины, основные положения, кризисы и результаты новой экономической политики; выявляют причины свертывания нэпа.

Выясняют предпосылки процесса образования СССР.

Дают характеристику основным направлениям и важнейшим событиям внешней политики Советского государства в 20-е гг. Характеризуют итоги Генуэзской конференции и значение Рапалльского договора.

Выделяют основные направления культурной жизни страны в 20-е годы.

Объясняют причины, характер и итоги индустриализации и коллективизации в СССР.

Сравнивают первую и вторую пятилетки.

Рассказывают о ходе коллективизации.

Характеризуют тоталитаризм и выясняют причины утверждения в СССР данного режима. Анализируют Конституцию СССР 1936г.; делают  оценочные выводы, анализируют, обобщают учебный материал.

Определяют особенности духовной жизни в 1930-е гг. и сравнивают её с ситуацией 1920-х гг., выявляя черты сходства и различия.

Анализируют взаимоотношения власти и интеллигенции в 1930-е гг., функции и роль творческих союзов. Осознают свою идентичность как гражданина страны.

Характеризуют направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1930-е гг. Проводят анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. Сравнивают излагаемые в учебнике и научно-популярной литературе оценки Мюнхенского соглашения, советско-англо-французских переговоров и советско-германского пакта о ненападении, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Обобщают и систематизируют исторический материал по изученному периоду. Выявляют общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в межвоенный период.

41-42 Предпосылки и значение образования СССР
43-44 Политическое развитие в 1920-е годы
45-46 Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы
47-48 Культурное пространство советского общества в 1920-е годы
49 Великий перелом: индустриализация.
50 Коллективизация сельского хозяйства
51 Политическая система СССР в 1930-е годы.
52 Советская национальная политика в1930-е годы
53-54 Культурное пространство советского общества в 1930-е годы
55 СССР и мировое сообщество в 1929-1939 годах
56 Наш край в 1920-е- 1930-е годы
57 Урок обобщения и контроля по теме: Советский Союз в 1920-1930-е годы»

 

                                                          Раздел: Великая Отечественная война 1941-1945 годов

58 СССР накануне Великой Отечественной войны

Вторжение Германии на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Брестская крепость. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».

Битва за Москву. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Повседневность военного времени. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта». Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

 

Характеризуют советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны.

Определяют значение расширения СССР западных границ. Показывают на карте территории, присоединённые к СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Объясняют причины и последствия советско-финляндской войны. Сравнивают силы сторон накануне войны; выделяют причины неудач Красной армии в первые месяцы войны; определяют значение Московской битвы. Называют причины массового партизанского движения.

Раскрывают ход крупнейших сражений с начала января по 18 ноября 1942 г., используя карту. Объясняют значение понятий новый порядок, коренной перелом, антигитлеровская коалиция. Представляют биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период, используют в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованные в Интернете (сайт «Я помню»: http://ire-member.ru/ и др.), в СМИ или собранные самостоятельно. Характериззуют предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Раскрывают крупнейшие сражениях с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г., используя карту. Объясняют причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве. Сравнивают Сталинградское сражение и Курскую битву. Готовят сообщение (презентацию) об одном из событий данного периода.

Характеризуют жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников. Представляют биографические справки, очерки о выдающихся тружениках тыла. Готовят сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа (по выбору).

Раскрывают роль различных народов СССР в победу над Германией. Высказывют суждения о коллаборационизме (пособничестве оккупантам) и аргументируют свою точку зрения.

Раскрывают суть крупнейших сражений 1944—1945 гг., используя карту. Объясняют причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Характеризуют решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны

Характеризуют вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией. Высказывают суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания.

59 Начало Великой Отечественной войны
60 Первый период войны(июнь1941-ноябрь 1942 г.)
61 Поражение и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелома
62 Человек и война: единство фронта и тыла
63 Второй период Великой Отечественной войны(1942-1943г.)
64 Народы СССР в борьбе с фашизмом
65 Третий период войны. Победа СССР в Великой отечественной войне.
66 Итоги и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
67 Наш край в годы войны
68 Урок повторения и контроля по теме: «Великая Отечественная война1941-1945года»

 


КЛАСС

                                                                                Раздел 1. Вторая половина 20 в

1 Послевоенное мирное урегулирование

Соревнование социальных систем

Начало «холодной войны»

Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции

Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.

« Разрядка»

Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».

Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века

«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель» общественно-политического и социально-экономического развития.

Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре.

Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.

Достижения и кризисы социалистического мира

«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.

Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.

Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.

Латинская Америка в 1950–1990-е гг.

Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в Центральной Америке.

Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.

Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.

Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.

Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.

Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».

Современный мир

Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.

 

Определяют основные последствия войны для стран-союзников, агрессоров, всего мира. Характеризуют основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивают цели и территории охвата военно-политических блоков.

Систематизируют информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.

 

2 «Холодная война» Военно-политические блоки
3 Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 г.г. Выявляют и указывают новизну в экономических и политических связях. Характеризуют государство благосостояния. Характеризуют условия развития массового производства. Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.  
4 Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества Выявляют черты и признаки постиндустриального (информационного) общества. Сравнивают индустриальное и постиндустриальное общества. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
5 Политическое развитие стран Запада Определяют основные идейно-политические направления в европейских государствах. Готовят сообщения с помощью ресурсов Интернета. Сравнивают содержание трёх этапов в экономической политике. Сравнивают тенденции мирового развития с тенденциями развития 1920—1930 гг.
6 Гражданское общество. Социальные движения Определяют главные черты гражданского общества. Сравнивают гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Обсуждают в группе эффективность известных организаций гражданского общества. Развивают моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.  
7 Соединенные Штаты Америки Выявляют особенности развития США в изучаемый период. Сравнивают внешнеполитический курс довоенного времени и конца XX в. Сравнивают рейганомику, курс Буша-старшего и политику Клинтона. Усовершенствуют навыки соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.  
8 Великобритания, Франция, Выявляют особенности лейбористского курса. Раскрывают понятие «политический маятник». Разрабатывают проекты по изучению курса М. Тэтчер, «третьего пути» Э. Блэра. Составляют доклады о внешней политике Англии. Формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Характеризуют сущность временного режима во Франции. Анализируют деятельность правительства де Голля в периоды Четвёртой и Пятой республик. Оценивают политику де Голля и её социальные достижения. Характеризуют достижения нации в период президентства Ф. Миттерана, Ж. Ширака.  
9 Италия, Германия Доказывают демократичность провозглашения в Италии парламентской республики. Называют основные политические партии Италии. Объясняют эволюцию социалистов и коммунистов в Италии. Сравнивают политический курс Берлускони с политикой Рейгана в США. Работают с материалом учебника, выделяют главное из текста, составляют опорные схемы. Определяют и объясняют свои оценки явлений, событий. Характериуют Германию до объединения и после него. Оценивают роль «бархатной революции» в ГДР. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученного.    
10 Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999г.г. Сравнивают преобразования довоенного периода с преобразованиями 1945—2007 гг. Выделяют наиболее общие причины революций 1989-1991 гг. Готовят доклады с помощью дополнительных источников. Систематизируют и обобщают разные виды информации Оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.  
11 Латинская Америка во второй половине XX в. Выделяют общие и различные черты латиноамериканских стран. Анализируют причины, особенности перехода к демократизации в 1980-е гг. Составляют сообщения о лидерах-латиноамериканцах. При оценке явлений выявляют гуманистические нравственные ценности.  
12 Страны Азии и Африки в современном мире

Объясняют трудности выбора путей развития стран Азии и Африки. Характеризуют две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сравнивают развитие Японии и Китая. Объясняют трудности, возникшие на пути к модернизации Индии.

При оценке явлений выявляют гуманистические нравственные ценности.

 

13 Япония, Индия, Китай
14 Международные отношения 60-90-е годы. Выявляют причины складывания двухполюсного мира. Характеризуют противоречия биполярного мира. Оценивают роль ООН в регулировании международных отношений. Готовят сообщения с помощью дополнительных источников информации. Определяют значение распада СССР для мировой системы. Формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.  
15 Культура второй половины XX века

Готовят презентации в Power Point на основе анализа достижений изобразительного искусства, кино в соответствии с регламентом. Разрабатывают виртуальную экскурсию с использованием Интернета. Раскрывают особенности модерна и постмодерна. Сравнивают модерн и постмодерн в искусстве, литературе.

Объясняют смысл понятия «глобализация». Называют главные черты современной глобализации. Приводят примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке, моде. Называют три основных центра мировой экономики.

Систематизируют и обобщать исторический материал по истории XX - начала XXI в. Называют и характеризуют основные периоды истории XX — начале XXI в. Дают оценку ключевых событий и явлений истории новейшей эпохи, исторических личностей.

16 Глобализация в конце XX века
17-18 Урок повторения и контроля по теме: «Новейшая история. Вторая половина XX в.»
19-20 Урок повторения по курсу «Всеобщая история».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Раздел Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годы

21 Место и роль СССР в послевоенном мире

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

И.В. Сталин в оценках современников и историков.

 

Объясняют основные последствия войны для стран-союзников, агрессоров, всего мира. Систематизируют информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.

Объясняют причины сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве в первые послевоенные годы.

Делают сообщения о жизни людей в послевоенные годы, привлекая воспоминания представителей старших поколений.

Объясняют значение понятий военно-промышленный комплекс, репарации, репатриация.

Характеризуют причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Н. С. Хрущёва. Составляют характеристику (исторический портрет) Н. С. Хрущёва, используя дополнительную информацию. Высказывают суждение о причинах отставки Н.С. Хрущева

Характеризуют идеологические кампании конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Приводят конкретные примеры усиления административного и идеологического контроля в послевоенные годы, гонений на учёных, деятелей литературы и искусства.

Дают характеристику национальной политике сталинского руководства в 1945-1953 гг.

Определяют основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивают цели и территории охвата военно-политических блоков.

Раскрывают содержание понятий «холодная война», «железный занавес». Объясняют причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы. Характеризуют политику СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской сфере влияния

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение.

 

22 Восстановление и развитие экономики
23 Изменения в политической системе в послевоенные годы
24 Идеология и культура в послевоенные годы
25 Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР
26 Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны
27-28 Урок повторения: «СССР середины 1940-до середины 1950-х годов»

Раздел «Оттепель»: середина 1950- первая половина 1960 годов

29 Смена политического курса

Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.

 Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

Наш край в 1953–1964 гг.

Характеризуют особенности политического и экономического развития страны. Объясняют, в чём заключалась противоречивость партийной культурной политики

Объясняют в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый период.

Характеризуют период «оттепели» в общественной жизни, приводя примеры из литературных и публицистических произведений. Рассказывают о достижениях советской науки и техники, советского спорта в конце 1950-х - 1960-е гг. Представляют описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, выявляют причины их популярности.

Готовят сообщение (презентацию) об одном из конфликтов «холодной войны», используя интернет-ресурсы (материалы сайта «Холодная война»: http:// wvw.colftvar.rn/ и др.) и иные источники.

Характеризуют взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

При оценке явлений выявляют гуманистические нравственные ценности.

Сравнивают социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в предвоенный и послевоенный периоды, в 1945-1953 й 1953-1964 гг., выявляют черты сходства и различия. Высказывают суждения о социально-нравственном опыте двух первых послевоенных десятилетий для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по истории СССР 1945-1964 гг.

30 Экономическое и социальное развитие в середине1950-1960 годов
31 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-1960 годов
32 Политика мирного сосуществования в 1950-1960-е годы
33 Наш край в 1940-1960-х годах
34 Урок повторения и контроля по теме: » СССР в середине 1950- до середины 1960-х годов»

Раздел Советское общество с середины 1960 до начала 1980-х годов

35 Политическое развитие в 1960-х –середине 1980-х годов

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

Наш край в 1964–1985 гг.

Объясняют, в чём заключались альтернативы развития советского общества в середине 1960-х гг. Составляют характеристику (исторический портрет) Л. И. Брежнева, используя материал учебника и дополнительную информацию. Дают характеристику Конституции СССР 1977 г., сравнивают её с предыдущими советскими Конституциями.

Систематизируют и обобщают разные виды информации,оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Излагают основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг., дают оценку их результатов и значения. Объясняют причины свёртывания реформ. Характеризуют социальную политику 1970-х гг., сравнивают её с социальной политикой предшествующего периода.

Готовят сообщение о развитии советской науки и техники в I960— 1980-е гг., о достижениях советских спортсменов (с использованием научно-популярной и справочной литературы). Раскрывают направления развитии отечественной культуры в 1960—1980-е гг., характеризуют творчество её наиболее заметных представителей. Раскрывают, в противоречия культурной жизни в рассматриваемый период. Проводят поиск информации о пов-седневной жизни людей в 1960-е — середине 1980-х гг. (включая воспоминания членов семьи, представителей старших поколений). Готовят сообщение (презентацию) о деятелях диссидентского движения и эпизодах его истории (по материалам сайта «Мемориал: история террора»: http://www.memo.nl/histnry/ и другим источникам)

Объясняют суть разрядки международной напряжённости в 1970-е гг., выявляют благодаря чему она была достигнута. Раскрывают значение достижения военно-стратегического паритета между СССР и США для международных отношений. Объясняют, в чём выразилось и чем было вызвано обострение международной напряжённости в конце 1970-х гг. Характеризуют взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Участвуют в обсуждении вопроса о вводе советских войск в Афганистан в 1979

36 Социально-экономическое развитие страны в середине 1960-1980-х годов  
37 Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х годов
38 Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов
39 Политика разрядки международной напряженности
40 Наш край с середины 1960 до начала 1980 годов
41 Урок повторения и контроля по теме: » Советское общество с середины 1960-до начала 1980 годов».  

Раздел: Политика перестройки. Распад СССР

42 СССР и мир в начале 1980-х годов. Предпосылки реформ.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.

Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.

М.С. Горбачев в оценках современников и историков.

Наш край в 1985–1991 гг.

Объясняют причины перехода к политике перестройки. Раскрывают значение понятий пере-стройка, гласность, политический плюрализм, парад суверенитетов. Характерзуютсущность и значение преобразования политической системы. Составляют характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачёва, используя материал учебника и дополнительную информацию.

Раскрывают причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве.

Проводят поиск информации об изменениях в сфере экономики в годы перестройки, представляют её в устном сообщении (эссе, реферате). Собирают и анализируют воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; представляют их в виде устной или письменной презентации.

Объясняют причины неудач в реформировании экономики.

Систематизируют и обобщают разные виды информации. Оценивают свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Раскрывают содержание понятия гласность, указывают отличия гласности от свободы слова. Проводят поиск информации об изменениях в сфере культуры и общественной жизни в годы перестройки, представляют её в устном сообщении (эссе, реферате). Дают оценку итогам политики гласности в годы перестройки.

Характеризуют направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки. Систематизируют материал о результатах осуществления политики нового политического мышления. Излагают приводимые в учебнике оценки политики нового мышления, высказывают и аргументируют своё суждение.

Систематизируют и обобщают исторический материал по изученному периоду. Характеризуют общие черты и особенности развития СССР


double arrow