Возможно ли восприятие без языка?

1) восприятие может протекать без использования языка: поскольку приоритет принадлежит сенсорному опыту. Но человек не может существовать только в сфере «сенсорики», ему периодически необходимо проникать «вглубь вещей», устанавливать отношения между предметами и т.д., поэтому 2) речь (язык) включается в процесс восприятия на том или ином из его этапов и влияет на характер и продуктивность восприятия. Язык обеспечивает категоризацию воспринимаемого. Например, мы наблюдаем признаки каких-то предметов (предположим, острых) и с помощью языка относим их к определенному классу, т.е. «категоризуем» их, говоря: «эти предметы острые ». Мы воспринимаем окружающие нас объекты как предметы, которые имеют для нас определенное практическое значение. Выявлению этого значения (практического назначения предметов) способствует язык. Например, мы видим некое сложное сооружение из металла, но не знаем, что это такое. Когда же нам говорят: «Это Станок», мы начинаем иначе воспринимать это сооружение; наше Восприятие перестраивается, и в предмете мы уже пытаемся найти какие-то логические связи между его отдельными частями и т.д.

Возможен ли язык без познания?

Не совсем понятен смысл этого вопроса, поэтому кратко: в общем-то в языке в отрыве от познания нет особого смысла, поскольку основная функция языка помимо коммуникативной – это когнитивная, где язык выступает орудием мышления и познания (впрочем, эти функции взаимосвязаны; Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми (в коммуникации); то есть при коммуникативной функции, язык тоже выступает средством получения каких-то знаний).

Что такое эмпиризм и сенсуализм? Осуществима ли сенсуалистская программа?

Эмпиризм (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Формы эмпиризма:

Наивный эмпиризм (сенсуализм). Джон Локк, Этьен Кондильяк, Эрнст Мах, Дэвид Юм, Джордж Беркли.

Сенсуализм - первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма. Исходный пункт познания в сенсуализме – чувственный опыт. Ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной метод получения знания – индукция (метод рассуждения от частного к общему). Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуализм отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Разум все своё содержание получает из ощущений, a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.

- исходным пунктом концепции Джона Локка явилась критика теории врожденных идей. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. У людей нет данных им от рождения знаний. Содержание опыта складывается из идей - ощущений, образов восприятия и памяти. Локк выделяет два вида опыта – внешний, дающий душе знания об отдельных вещах, и внутренний, посредством которого душа постигает собственные состояния. Рефлексия и внешний опыт связаны между собой, поскольку рефлексия возникает на основе внешнего опыта.

- Все вещи, согласно Джорджу Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». ( «Три разговора между Гиласом и Филонусом»: материальные вещи существуют, только будучи воспринимаемыми нами и?непрерывно воспринимаются Богом?; известная фраза “существовать значит быть воспринимаемым (esse est percipi)”; по мнению многих историков философии эта фраза имеет следствием солипсизм: если все чувственно воспринимаемые объекты суть лишь мои ощущения, то отсюда следует, что и другие люди, которых я воспринимаю, есть не что иное, как комплексы моих ощущений, содержание моего собственного сознания).

- Дэвид Юм само «Я» попытался свести к совокупности ощущений (?«Я» как связка разнообразных сменяющихся восприятий?).

- Этьен Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь (см. билет 27).Так, восприятия по Кондильяку — это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Д.Юма), представления — след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производим от них, то же он пытался проделать с мышлением, эмоциями и т.д.

- сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Эрнста Маха; вместе с тем эта концепция демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма: Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (представления - сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Невозможность осуществления сенсуалистской программы. Почему?

- переоценка чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных и свести на «нет» роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами эмпиризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: