Фальсификационизм Карла Поппера

Поппер заменил принцип верификации принципом фальсифицируемости (от лат. falsus – ложный и facio – делаю). Фальсифицируемость - принципиальная опровержимость утверждения, то есть научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Основным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки. «Эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта ». То есть научным можем считаться только такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путем и, если при попытках опровержения, оно останется не опровергнутым. Другое должно быть отброшено. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении новых гипотез и их опровержений, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы.

Если верифицируемость означает принципиальную возможную проверяемость, то фальсифицируемость научного высказывания означает лишь принципиальную возможность эмпирического опровержения. Если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит оно сопоставимо с опытом, то есть научно. Например, утверждение, что все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, принципиально фальсифицируемо, то есть возможно предположить ситуацию, что какая-то планета вдруг изменит вою орбиту. Так же легко фальсифицируемо и утверждение «все лебеди белые». Первое высказывание принято считать истинным, второе – ложным, но оба сопоставимы с опытом и, следовательно, научны.

Принцип фальсификации выступал у Поппера как критерий демаркации. Проблема демаркации - проблема нахождения критерия, который отделял бы подлинную науку от псевдонауки («критерия различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и “метафизическими” системами—с другой» из «Логика и рост научного знания», К. Поппер). Поппер отверг индукцию и верифицируемость в качестве критерия демаркации. В качестве критерия демаркации он принимает фальсифицируемость, то есть эмпирическую опровержимость теории. Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она может быть фальсифицируема. Например, основные положения психоанализа Зигмунда Фрейда нефальсифицируемы, поэтому фрейдовская теория – это типичный образец псевдонауки.

(Доп. Поппер:

Поппер сформулировал принцип фаллибилизма: любое научное знание носит лишь гипотетический характер и может быть подвержено ошибкам (теория проб и ошибок). Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению гипотез, то есть в соответствии с принципом фальсификации.

Концепция 3 миров Карла Поппера:?

- материальный (реальность, существующая объективно); - ментальный (состояние сознания и его активность); - «мир объективного содержания мышления» (прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства).?)

В чем был минус фальсификационизма Поппера:

- требование Поппера немедленно отбрасывать теорию, как только она встречается с опровержением некоторой части её выводов, не согласуется с реальной практикой науки — научное сообщество часто вынуждено сохранять даже опровергнутую теорию до создания более успешной.

- противовесом фальсификационистской доктрине служит тезис Дюэма — Куайна, который гласит: эмпирическая проверка отдельно взятых положений теории может быть невозможна, при сохранении возможности проверки теории как целостной конструкции.

К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы эмпиризма в любой его форме. Потому что:

- было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Бертран Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.).

- после работ У.Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть «данным», а всегда нагружен интерпретацией (в случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний).

- всякое знание выходит за пределы опыта (в каждом суждении содержится кроме чисто опытного материала, еще и подчинение или переработка его в понятиях или логических отношениях, совершенно независимых от него; например, суждение: "вот это – красное" - опытное констатирование, но содержит усмотрение тождества данного предмета со всеми другими красными предметами, его отличие по цвету от иных предметов и вместе принадлежность по качеству к системе цветов).

(Доп: Все виды эмпиризма стремятся показать, что знание, кажущееся внеопытным, является либо сложным продуктом опыта (логика, математика для Д. С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика, математика для логического эмпиризма), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей эмпиризма)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: