Мышление — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.
Нельзя отождествлять человеческое мышление только с речевым (вербальным) мышлением, поскольку мышление может выражаться разными способами:
1. Мышление на базе восприятия (как наглядно-действенное мышление). Этовид мышления, который опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними (?переструктурирование поля восприятия посредством внешних действий субъекта? ). Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. Этот способ мысли подразумевает под собой практическую деятельность, в результате которой человек преобразовывает, изменяет состояние предмета. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся с восприятием и оценками того, что в результате этого получится. Пример: человек хочет дотянуться до предмета, который далеко лежит, он берет палку; практическое решение удобной расстановки мебели в помещении – передвигать мебель и смотреть, что получится. Это наиболее ранний тип мышления у человека (у детей появляется на 6-8 месяце жизни; ребенок соотносит друг с другом предметы, которые воспринимает в данный момент наглядно с помощью действий: собирание пирамидок, складывание кубиков). Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления вроде как встречаются даже у высших животных (обезьян, т.д.).
|
|
2. Мышление с помощью наглядных представлений (как наглядно-образное мышление). Это мышление, которое основано на комбинировании представлений, где их расчленение и синтез могут выступать средствами решения проблем. Характеризуется опорой на представления и образы. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия наглядно-действенного мышления. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у человека в возрасте трех-четырех лет. Наглядно-образная мыслительная деятельность важна при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Такой тип мышления особенно важен для живописца, писателя, скульптора, шахматиста.
|
|
Пример: вместо того, чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место предметы мебели и наблюдая, что из этого получается (как при наглядно-действенном), человек может мысленное представить эти предметы и, получив в результате образного представления ситуацию, оценить результат.