Возможно ли мышление без языка?

Здесь важно понять, о каком именно мышлении идет речь. Например, словесно-логическое мышление без языка невозможно, а наглядно-действенное мышление ( как первая ступень развития мышления) возможно без языка (наглядно-действенное мышление - этовид мышления, который опирается на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами; задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся с восприятием и оценками того, что в результате этого получится (детское: складывание кубиков; взрослое – перестановка мебели); является первой ступенью развития мышления человека, но одновременно с этим сосуществует у взрослого человека наряду с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением. Про виды мышления см. билет 34).

На элементарном уровне мышление возможно без языка (то есть наглядно-действенное мышление без языка возможно):

- Наглядно-действенное мышление в элементарной форме присутствует даже у животных. В доказательство тому эксперименты немецкого психолога Келера над обезьянами. Суть экспериментов заключалась в том, что человекоподобным обезьянам предлагалась приманка, которую можно было достать, только используя какое-либо приспособление. Например, палку, если приманку нужно было подвинуть или сбить, или разбросанные ящики, которые нужно было составить друг на друга, если приманка была в подвешенном состоянии. Данные опыты дали положительный результат (обезьяны справились), из чего следовало, что формирование элементарного мышления происходит без участия языка. На ребенка, еще не владеющего речью, были перенесены опыты Келера над шимпанзе: то есть в доречевой стадии ребенок тоже мыслит. (Л.С. Выготскийотрицал участие языка в формировании элементарного мышления).

- в течение первых лет жизни ребенок, как правило, не владеет языком. Однако никак нельзя сказать, что в этом возрасте он ничего не знает. Он различает разные предметы, может выделять их по цвету и по форме. Он знает, что на скользком полу можно упасть и что, подойдя к порогу, нужно поднимать ноги выше, чтобы перешагнуть его. Он может воспринимать окружающие его предметы, размышлять в простейшей форме (элементарные формы мышления есть даже у животных). Крик, лепет и даже первые слова ребенка являются стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего со словесно-логическим мышлением.

Словесно-логическое мышление невозможно без языка:

- Л.С. Выготский считал, что отсутствие речи и "представлений" являются основными причинами того, что между антропоидом (человекообразная обезьяна) и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие. 

- мысль прежде всего совершается в слове по Л.С. Выготскому.

- Л.С. Выготский (труд «Мышление и речь») доказывал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, а речь - с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. В один момент (в раннем возрасте детей, около 2 лет) линии развития мышления и речи перекрещиваются, совпадают в своем развитии и появляется словесно-логическое мышление. Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым, характеризуется признаками: ребенок начинает активно расширять свой словарь, спрашивая о каждой вещи; происходит чрезвычайно быстрое, скачкообразное увеличение запаса слов из-за активного расширения словаря ребенка.

Но в познании нельзя все сводить к одному только языку. Получение знаний предполагает также взаимодействие человека с окружающим миром, производство разных вещей, наличие органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), при помощи которых человек получает информацию. Но все-таки язык играет особую роль. Многие животные видят и слышат не хуже человека, а иногда и лучше. Некоторые из них могут, например, воспринимать такие звуки и такие световые волны, которые человек не в состоянии воспринимать. Но у животных отсутствует язык. Поэтому их познание мира выглядит очень ограниченным, если сравнивать его с тем, на что способен человек. Пользование языком необходимо человеку для поддержания функционирования сознания и устойчивого поддержания психики. Взрослые люди, оказавшиеся в изоляции и лишенные общения, например, в необитаемой местности, начинают заговариваться, разговаривают сами с собой, у них наблюдаются признаки психической деградации. Также стоит сказать о «гипотезе критического периода». Согласно гипотезе, люди генетически запрограммированы на усвоение языков, однако после достижения определенного возрастного порога эта способность исчезает. Возрастной порог не определен, он зависит от человека. У феральных детей (которые росли в соц. изоляции; Маугли) возникают сложности с освоением языка, математических систем, осмысленным общением с другими, т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: