Выводы и рекомендации

Несмотря на описанное выше, положение женщин далеко не безнадежно, тем не менее, необходимо предпринять конкретные шаги по изменению гендерного дискурса, которые затем смогут повлиять на изменение реальной ситуации в политике и военных действиях.

1) Изменить восприятие женщин с «пассивных объектов насилия и войны, неспособных на самозащиту» на активных субъектов политических решений.[204]

2) Развивать программы коллективного дискурса о насилии, повышать статус женских репортажей до «социально значимого», с осознанием факта, что проблема насилия является масштабной и всеобъемлющей (глобально), следовательно, требует совокупных усилий всего международного сообщества и представляет угрозу международной безопасности, вне зависимости от того, в каком регионе ведутся военные действия.

3) Запретить превращение репортажей о насилии в «элемент развлекательной индустрии для массового западного потребителя». Базисом должны быть факты, а не сенсации.

4) Осознать непосредственную связь проблемы «Север-Юг» с проблемой эскалации насилия и войн, решать проблему насилий в вооруженных конфликтах только в связке с проблемой «центра и периферии».

5) Привлекать ученых – специалистов в области гендерных исследований к выработке и принятию политически значимых решений на уровне национальных правительств и руководящих структур ООН.

6) Проводить более детальный анализ взаимовлияния МНПО, национальных государств, членов общественных объединений на решение проблемы насилия в вооруженных конфликтах.

7) Усовершенствовать понятийно-категориальный аппарат дискурса о гендерных проблемах, в том числе, дефиниции насилия в войне, решать проблему общественной стигматизации женщин – как через СМИ, так и путем работы с племенными группами, общественно-политическими объединениями, в рамках гуманитарных миссий ООН.[205]

8) Проводить анализ с учетом региональной и национальной специфики, не ограничиваться «западноцентричным» или «европоцентричным» подходом. Учитывать этнический, расовый, классовый факторы эскалации конфликтов и различных типов насилия.[206]

9) Работать над усовершенствованием и укреплением правовой системы в «странах третьего мира» в целях гарантии защиты прав человека, что позволит предотвратить или, по меньшей мере, минимизировать насилие, как в мирное время, так и в военное.[207]

10) Усовершенствовать и детализировать иерархию пенитенциарной системы за военные преступления, к числу которых относится насилие[208].

Данный анализ подтверждает факт, что за индивидуальными и даже коллективными историями пострадавших женщин, которые были услышаны и опубликованы, не следуют активные и значимые действия, но эти голоса должны быть объединены с общественной и политической волей к переменам. В конечном счете, феминистки и антивоенные активисты должны найти стратегию, которая выходит за рамки «созерцания» войны и констатации фактов изнасилования и гендерного дискурса, который не следует приравнивать к положительным изменениям для женщин ДРК. Как СМИ, так и национальные правительства, и сотрудники органов и миссий ООН должны представлять общественности альтернативные позиции с учетом выступлений женщин в ДРК.[209] Целесообразно поставить целью исследования разработку практических мер по прекращению изнасилований в вооруженных конфликтах. Локальная борьба против глобальных угроз неэффективна: только совместными усилиями международное сообщество сможет достичь желаемой цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе автором был выполнен ряд поставленных задач.

Региональная специфика проблемы: наименее развитые в экономическом плане страны страдают от проблемы насилия в большей степени, нежели развитые, но это обусловлено в большей степени постоянной борьбой за ресурсы, в том числе подогреваемой «западными» партнерами, в целях их обогащения. Дополнительными факторами влияния являются: тесная взаимосвязь проблемы насилия в войне с проблемой «центра и периферии», образами жертв, формируемыми средствами массовой информации в соответствии с заказами определенных акторов публичной дипломатии, общественная стигматизация жертв, обусловленная устойчивыми стереотипами патриархальной системы, универсализация «западноцентричного» подхода к проблемам безопасности. Недостаточная развитость и четкость системы национальных законодательств и недостаточная конкретизация необходимых действий в программных документах ООН и Национальных Планах Действий также прямо пропорционально связаны с эскалацией насилия в вооруженных конфликтах. Конкретные действия и рекомендации представлены автором в заключительной части каждой главы.

В ходе исследования нами выделена специфика взаимодействия международного сообщества с подобными проблемами:

Во-первых, ООН прилагает усилия к решению конкретной проблемы в случаях, если в ее разрешении заинтересованы развитые страны, ведущие акторы мировой политики, а не в зависмости от ее важности и актуальности или числа жертв.

Во-вторых, несмотря на проведение деколонизации еще в середине 20 века, взаимоотношения между бывшими колониями и метрополиями по-прежнему базируются на устаревшей схеме «эксплуатации центром периферии», что приводит к увеличению разрыва между развитыми и развивающимися странами, взамен желаемого и декларируемого сокращения.

В-третьих, борьба за ресурсы по-прежнему остается одним из ключевых факторов регуляции и эскалации насилия в вооруженных конфликтах, экономика является своеобразным «базисом войны» - это подтверждает межпарадигмальность проблемы. Отдельным аспектом автор выделяет взаимосвязь изменения угроз безопасности с изменением общественного мышления – отход от «универсальной маскулинности» войны и политики.

Также в данной работе дается сравнительный анализ различных подходов к понятию международной безопасности, рассматривается трансформация этих подходов в динамике, а также трансформация проблемы гендера в вооруженных конфликтах через призму данных изменений.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать промежуточный вывод: проблема насилия в вооруженных конфликтах является глобальной, системной и требующей незамедлительного решения на национальном, региональном и межгосударственном уровнях.

- Теоретизация изнасилования в военное время не может быть решена в рамках какой-либо одной из существующих ныне парадигм и школ ТМО(это указывает на межпарадигмальность проблемы) и должна повлечь за собой критическое рассмотрение доминирующих дискурсов и представлений как о пострадавших, так и о преступниках, а также лежащих в основе преступлений структурных условий, которые приводят к насилию или являются его катализаторами. Другими словами, теория изнасилования военного времени должна критически рассматривать пересечения между полом, сексуальностью, насилием и социальными контекстами, в которых они задействованы, и деконструировать парадигматические способы мышления о жертвах и преступниках. Обогащение теоретических знаний об изнасиловании военного времени может не только способствовать информированию о практических мерах первичной профилактики и осуществлению правосудия в переходный период, но и концептуально описать сексуальное насилие в военное время в различные исторические эпохи в различных регионах.Это приведет к более глубокому пониманию гендерного насилия в вооруженных конфликтах и позволит выработать способы и меры предотвращения подобных преступлений в будущем.

 

Цели и задачи заявленные автором во Введении выполнены, гипотеза подтверждена.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: