ü Н.Кузанский (1401-1464)
ü Н.Макиавелли (1469-1527)
ü П.Помпонацци (1562-1525)
ü Джордано Бруно (1548-1600)
ü Джулио Ванини (1585-1619)
10-11вв. – появление гуманистического движения. Теоцентрическая картина сменилась антропоцентрическая. В 11-12 веке начало распространяться учение аверраизм (Ибн-Рушда). Это истолкование Аристотеля с материалистических позиций. Теория двух истин. 15 в. – развитие буржуазных отношений. Появилось два движения: реформация и гуманистическое движение. Кардинал Бембо: «изучение религии – ребячество, недостойное для взрослого человека». Реформация ликвидировала всю схоластическую культуру. Для культуры Возрождения характерна веротерпимость, для протестантизма характерен религиозный авторитаризм. Культура Возрождения провозгласила принципиальную доброту человека. Новое светское толкование религиозной проблематики. В протестанской среде основные религиозные позиции непререкаемы. Новая трактовка свободы личности – личность обладает индивидуальной свободой.
|
|
Мыслители Возрождения руководствовались принципом сомнения. Также они подчеркивали роль философии (в противоположность этому отбрасывали богословие). Пользовались историческим подходом. Они подходили ко всему с точки зрения антидогматизма и антиавториторизма. Включили филологию в процесс анализа религиозных книг. Лоренцо Вала провозгласил ложность «Константинова дара». Мыслители Реформации пользовались и критическим методом.
Пантеизм является мировоззренческой основой светского религиоведения эпохи Возрождения. Бруно говорит: «Природа есть не что иное, как Бог в вещах». То есть Бог здесь деперсонифицирован.
Теория «Трёх обманщиков». Одним из первых эту идею обосновал Макиавелли.
«Актуальные вопросы свободомыслия», «Идеи свободомыслия в культуре». – Тажуризина.
«Критика идеологических основ православного монашества» - брошюра.
Макиавелли не отрицал вымысла и обмана как источника религии. Когда речь идет о способе воздействия религии на людей, он не отделяет язычество от христианства. Ему для познания истины вера в Бога не нужна, но вместе с тем, он считает, что она является опорой нравственности. «Поскольку христианство требует силы только для терпения, мир отдан негодяям». «Весь мир обабился, а небо разоружилось». Макиавелли считал, что религии не вечны. – Макиавелли.
Пьетро Помпонацци. Он не был атеистом, он перипатетик (последователь Аристотеля). Однако тоже исходил из принципа сомнения. Он подчеркивал свою приверженность христианскому учению. Он считал, что религиозные идеи выдуманы. У Помпонацци была теория, что все происходит согласно силе небесных тел (в том числе и религия). «Все, что имеет начало,…переживает этапы: рост, зрелое состояние и упадок».
|
|
Жнудь «Пифагор и пифагорейцы».
Джордано Бруно. Наряду со своей теорией, Бруно требовал конфискации монастырских земель и выступал против экономического господства папства. Бруно противопоставляет ученых, опирающихся на разум «святым ослам». Бруно выделяет египетскую религию, еврейскую религию (Каббала), христианскую религию. На место религии должны стать трудолюбие, промышленность и воинское искусство.
Джулио Ванини. Он воспитывался под влиянием Помпонацци и Бруно. Он излагал взгляды вольнодумцев и обобщил их под именем «атеисты». Считал религию следствием обмана. Корыстолюбие священнослужителей, государей явилось причиной этого обмана. Восстановил древнее учение о страхе и невежестве, как источнике религии. Также видел причину религии в влиянии небесных тел. Сущность языческих религий и христианства одинакова – держать народ в повиновении.
НГ религии.
Бахаизм – религия, претендующая на универсальность.
«Религия – средство для поддержания народа в его цивилизованности» - Макиавелли.