Значение исторической науки для становления и развития науки о религии

История (от греч. historia – рассказ о прошлых событиях). Впервые такое определение дал Геродот. Теперь под историей понимается всякий процесс развития в природе и обществе, развитие народов, государств (всеобщая история), а также разных сторон духовной жизни (история литература, история религий, история права и прочее). Другое понимание истории – наука о прошлом человеческого общества в целом или отдельных групп людей. Господствующим здесь историки считают исторический метод, который заключается в изучении причин возникновения того или иного явления, эволюции этого явления, становления и перспектив на будущее. Еще более узкое понимание истории – наука о прошлом тех или иных народов, которые повлияли на историю других народов.

Памятники. Источники встречаются прежде всего внешние (здания, храмы, гробницы, произведения искусства), устные (предания, сказки, обычаи), письменные источники (надписи, мемуары, документы). Изучением источников занимаются этнология, этнография, палеонтология, нумизматика и т.д. Большое значение играет историческая критика. Процесс исторического познания заключается в:

1. Простой пересказ событий

2. Выявление взаимосвязи между разными событиями

Изучение духовных, нравственных причин различных событий – культурная история; политическая история; социальная история – история общественных движений, классовой борьбы, того или иного строя.

Отцом истории считают Геродота (484-425 гг. до н.э.). Прозвал его отцом истории Цицерон (106-43). Основное произведение Геродота – «Изложение событий». В ней 9 глав, которые названы по именам муз.

Предмет исторической науки – конкретная и многообразная жизнь общества во всех ее проявлениях и преемственности начиная от появления общества до ее современного состояния. Изучение истории идет по следующим направлениям:

1. По формациям и эпохам

2. По географическому принципу

a) региональный принцип (история Ближнего Востока, история Америки и прочее)

b) история отдельных стран

3. Экономическая история

4. Политическая история

5. История культуры (сюда входит история религий)

6. История, занимающаяся комплексными проблемами (источниковедение, археология)

7. История наук

Религиоведение как самостоятельная наука складывается в 19 в. Религиоведение не может быть отделено от других наук. В состав религиоведения входит история религий. Сложность здесь связана зачастую с отсутствием источников. В процессе становления методологии истории религии можно выделить две тенденции:

1. Обобщение знаний других наук

2. Использование философского аппарата

1) Сначала нужно доказать объективное существование исследуемого объекта

2) Исследовать возникновение

3) Исследовать развитие

4) Выявить функции и роль в обществе

5) Раскрыть причины отмирания (если такие существуют)

6) Показать географическую распространенность

В истории религий существуют разные способы накопления знаний:

1. Эмпирический

2. Системный

3. Сравнительно-исторический

4. Эволюционный

На развитие этих методов повлияли великие географические открытия, изучение восточных языков.

Специфика сравнительно-исторического метода заключается в идее единства и различия отдельных народов, которую выдвинул Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778). Он выступил против идеи европоцентризма. Он пришел к идеи, что в основе развития всех народов лежит естественная религия, в основе которой идея бога заменялась на идею справедливости. Его концепцию продолжили Дени Дидро, Пьер Бейли, которые утверждали специфику отдельных народов, а с другой стороны их единство. Основу сравнительно-исторического подхода положил Жозеф Франсуа Лафито (1681-1746). Он написал работу «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира». Вторым основателем был Николя Фрере (1688-1749) – «О религиозных праздниках в персидском годовом цикле», «Исследование религиозных и философских традиций индейцев», «Наблюдения в области религии галлов и германцев». Из историков этого типа нам известен также Шарль Франсуа Дюпюи (1742-1800), основатель астральной теории происхождения религий. Согласно этой теории, многие верования можно объяснить трактуя аллегорический смысл движения светил. Он даже говорил, что под именем Христа люди обожествляли солнце. Шарль де Бросс (1709-1777) в своей работе «О культе богов-фетишей» показал, как можно сравнить различные регионы и показать их различия и сходства. Основатель исторического метода – Евгемер (4-3 вв. до н.э.).

Пьер де ла Соссе (1848-1920) занимался всеобщей историей религии, выделял историю религии и философию религии. Всеобщей историей занимались и Э.Ж. Ренан (1823-1892), Э. Трёльч (1865-1923). Трёльч говорил, что к каждому явлению нужно найти исторический подход. Современным исследователем всеобщей истории религии является Мирча Элиаде (1907-1986). Его главной задачей было изучение человека. Он утверждал, что религиозность бывает разной.

Страноведческая история. Юлиус Вельгаузен (1844-1918) – немецкий страновед, библеист. Уильям Робертсон Смит (1846-1894) изучал критику библии – «Дохристианский Иисус». Он является представителем мифологической школы. Корнелиус Петер Тиле (1830-1902), голландский релгиовед – «Религия зороастризма», «Сравнительная история египетской и месопотамской религий», «Очерки по истории религий», «Основные принципы науки о религии». Здесь он говорит о том, что история и философия религий взаимосвязаны. Исследование религии должно вестись в двух направлениях: морфологическом и онтологическом (1 – феноменолого-аналитический раздел, 2 – психолого-синтетический раздел). Он говорит, что главный закон каждой религии – раскрыть предрасположенность человека к богу.

Давыдов.

Найдыш В.М. «Философия и мифология от античности до эпохи романтизма» М., 2002

Современный фундамент философии религиозного мифа базируется на достижениях лингвистической школы сравнительно-исторического языкознания: Кун, М. Мюллер (1823-1900), Буслаев, Афанасьев и антропологической школы эволюционизма: Тайлор, Г. Спенсер (1820-1903), Лэнден. Весомый вклад внесли:

1. Дж. Фрэзер,

2. Б. Малиновский (1884-1942)

Социологическая школа:

1. Люсьен Леви-Брюлль – занимался первобытным мышлением

2. Клод Леви-Строс

3. Проп(б) – «Мифология волшебных сказок»

4. Ролан Барт

Психоанализ:

1. Фрейд – «Тотем и табу»

2. Юнг

3. Э. Кассирер

Компаративистика:

1. Н.И. Толстой

2. Б.Н. Путилов

3. Топоров

4. Кемпбел – «Герой с тысячью лиц»

Этнография:

1. С.А. Токарев «Словарь мифов народов мира»

2. Каменский С.

Разделы философии мифа:

1. Логика мифа (Войшвилло, Бочаров - почитать) – Я.Э. Голосовкер, П.А. Флоренский

2. Антология Мифа – Ницше, Кемпбел, Фрэзер

3. Гносеология – К. Леви-Строс, К. Хюбнер

4. Диалектика – А.Ф. Лосев

5. Эстетика – М.М. Бахтин, Умберто Эко

6. Феноменология – Мирче Лиаде, А.М. Пятигорский

7. Поэтика – А.А. Потерня, Веселовский А.Н., Мелетинский, Ю.М. Лотман

8. Психоанализ – Фрейд, Юнг, Луиза фон Франц

9. Эпистемология – Косарев А.Ф. (учебное пособие его есть)

10. Когнитология – Режальбек,

11. Социология – Гуревич П.С.

12. Политология – В. Полосин, Шестов, Касирер

«Красота и мозг».

Мирче Лиаде «Аспекты мифа». Миф является историей подвигов сверхъестественных существ. Миф является абсолютно реальным, истинным и сакральным повествованием для носителей мифологического сознания. Миф является архивом всех знаний, полученных сообществом в прошлом. Миф способен реактуализировать события священной истории.

Рудольф Отто «Священное» - феноменология религия.

Супримотеизм – поклонение множеству богов при признании одного главного бога

Генотеизм – поклонение одному богу при признании других богов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: