Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить.

Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения".

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятия) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).

Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

· осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий;

· появления знакового обозначения этих значений – слова;

· социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации – речи.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации.

Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной идентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. Человек начинает воспринимать мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений.

Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека. У него формируется способность осуществлять нравственный, то есть социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: ее поведение становится все более сознательным, то есть регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием). Внешние социальные требования интернализируются (присваиваются) – у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.1

Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины. Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины. Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть – внутренний социальный самоконтроль, способность к самопринуждению.

Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью. При том, что человек остался частью природы – биологическим организмом, в своих сущностных проявлениях он выступает как субъект общественно-трудового процесса – целенаправленного преобразования природных объектов для удовлетворения своих насущных потребностей.

Психическое развитие человека – его интеллекта, категориального мышления, воли, всей системы рационального, сознательного поведения – связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа.

Психический образ включен во вторую сигнальную систему, то есть в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален, поскольку он скреплен определенной социально сформированной идеей. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания, понятия и представления.

В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.

Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен, – племя, род, общину. В его сознании гипертрофировалось и даже мистифицировалось понятие "мы". Весь мир подразделялся на "мы" и "они", "наше" и "не наше" ("чужое").

Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное – как "чужое". Все "наше" стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все "чужое" – предметом ненависти, проклятия и агрессии.

Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться и тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало опосредоваться этнической культурой, племенными традициями и обычаями, запретами (табу) и установлениями мифологизированных предков (тотемов).

Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями.

Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации.

По мере развития цивилизации, производственных технологий, овладения человеком информацией снималось разделение социальных общностей на "мы" и "не мы", совершенствовалась психическая саморегуляция человека, расширялись возможности его психики, гуманизировалось его поведение.

В XVIII веке сформировались общепланетарные принципы гражданского правового общества, общечеловеческие либеральные ценности становятся эталоном прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: