Начальник отдела образования
администрации Благодарненского
муниципального района Ставропольского края В.В. Панферов
Ильченко М.С.,
(86549)5-20-17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСНЫМ ИСПЫТАНИЯМ
РАЙОННОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «СОЗВЕЗДИЕ – 2015» НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2015»
Введение.
Сегодня «Воспитатель года - 2015» - это:
- дань уважения институту дошкольного Детства;
- «лакмусовая бумажка», привлекающая внимание общества и государства к нерешенным проблемам дошкольного образования (увидеть и правильно сформулировать проблему, значит, наполовину ее решить);
- мониторинг состояния и развития системы и, в первую очередь, ее главного компонента – кадрового обеспечения, который позволяет получить в буквальном смысле слова живое представление о дошкольном образовании.
Конкурс имеет необходимый набор испытаний, которые позволяют достаточно объективно оценить мастерство педагогов-участников и выявить лидеров.
В настоящее время можно говорить о сложившемся формате Конкурса, который включает в себя:
Заочный тур (для всех участников):
• Эссе на тему: «Моя педагогическая философия» (дает организаторам, членам жюри, всем участникам мероприятий Конкурса возможность заочного знакомства с конкурсантом);
• Интернет-ресурс (оценивается в соответствии с установленными критериями).
Очный тур (для всех участников, оценивается в соответствии установленными критериями):
• Творческая презентация;
• Педагогическое мероприятие с детьми;
По итогам заочного и очного туров, в соответствии с Положением о Конкурсе определяется 5-ка финалистов, которая принимает участие в следующих испытаниях, которые также оцениваются в соответствии с установленными критериями:
• Мастер-класс;
• Круглый стол.
По итогам последних двух испытаний определяется победитель районного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года - 2015».
Следует отметить, что Конкурс является не только инструментом оценки отдельных педагогов и всей системы дошкольного образования в целом, но и мощным фактором повышения профессиональной компетенции педагогического сообщества участников.
Каждый этап Конкурса сопровождается для конкурсанта решением ряда задач, включая следующие:
• систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
• осуществить анализ и педагогическую рефлексию систематизированных материалов;
• объективно оценить свой профессиональный уровень;
• отобрать материалы, наиболее полно раскрывающие систему собственной педагогической деятельности;
• изложить материал доступно, кратко и вместе с тем полно, с учетом современных образовательных тенденций;
• подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта.
В помощь участникам Конкурса организаторы разработали рекомендации по подготовке конкурсантов к испытаниям. Их не следует рассматривать как догму, поскольку это лишь общие советы, навигация по "карте" Конкурса. Они ни в коей мере не предполагают унификации представляемого участниками педагогического опыта, "стирания" профессиональной и личностной индивидуальности конкурсанта. Как показывает практика, побеждает тот конкурсант, который работает и передаёт свой опыт в соответствии с требованиями Конкурса, сохраняя при этом свою индивидуальность, действующий в логике своей педагогической парадигмы.
Итак, к каким конкурсным испытаниям следует быть готовым.
Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее впечатления и рассуждения автора по конкретному поводу или проблеме и заведомо не претендующее на законченную или исчерпывающую трактовку предмета.
Характерные черты эссе:
• Образный, афористичный стиль с установкой на разговорную интонацию и лексику;
• Свободная композиция (однако, не предполагающая отсутствия композиции вовсе; создающие внутреннюю структуру присутствуют: вступление, основная часть и заключение).
Эссе призвано продемонстрировать речевую и интеллектуальную компетентность участника Конкурса, способность в письменном тексте передать специфику профессиональных будней (систему используемых методов и приемов, взаимодействие с детьми, родителями, социумом;, восприятие профессиональных проблем, прогноз развития дошкольного образования в регионе и стране и т.п.)
Эссе может также носить характер творческого рассуждения о профессиональном портрете педагога дошкольной образовательной организации, размышления о его роли в развитии и становлении ребенка в современном, высокотехнологичном обществе.
Объем эссе – не более 10 000 знаков (4-5 страниц), шрифт – Times New Roman, размер – 14,интервал– 1,5.
Интернет-ресурс»
Данное конкурсное испытание – требование времени. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать знаниям в области ИКТ и быть готовым к дессиминации своего педагогического опыта.
Критерии оценки:
• тематическая организованность представленной информации;
• образовательная и методическая ценность размещенных материалов, их соответствие современным требованиям, оригинальность и практическая значимость;
• возможность использования материалов в семейном воспитании;
• культура представления информации.
Что должно быть на сайте участника:
• общая информация: ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж, сведения о повышении квалификации, наградах (грамотах, благодарственных письмах), достижениях, увлечениях. Т.е. некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной и личной жизни конкурсанта;
• методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий;
• отражение опыта использования ИКТ в обучении;
• разработки и рекомендации для коллег и возможность их использования ими в различных образовательных ситуациях;
• авторские разработки, отражающие опыт образовательной деятельности;
• рекомендации для родителей;
• статьи на профессиональную тему;
• форумы и (или) другие формы обратной связи и их активность;
• отзывы посетителей сайта.
Следует отметить, что в оценке информационного ресурса основное – его контент (содержание) и только, во вторую очередь оценивается его концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; позиционность и адресность; доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации.
Творческая презентация»
Критерии оценивания представляемого опыта работы:
• теоретическая обоснованность;
• практическая значимость;
• новизна, отражающая собственный вклад автора, возможность использования другими педагогами;
• логика представления;
• соответствие содержания заявленной теме;
• оригинальность подачи материала;
• культура общения, речи.
Это конкурсное испытание – практически первая очная публичная заявка о себе как о педагоге и личности. Формат выступления (в соответствии с регламентом) конкурсант должен выбрать самостоятельно. Ему необходимо завладеть вниманием аудитории и сделать первый шаг на пути формирования имиджа участника Конкурса.
К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпо-ритм, жесты и мимика.
Сложность для конкурсанта составляет, скорее всего, не столько формат выступления, сколько структура содержания – ведь за короткий срок необходимо донести до аудитории следующую информацию:
• личный профессиональный педагогический опыт, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса;
• цели и задачи реализации образовательной программы (программ), используемой участником;
• конкретное описание реализуемых технологий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
• анализ личных профессиональных компетенций и возможностей и, как следствие, достижения воспитанников, обеспечивающие социальную ситуацию развития их личности;
• вклад участника конкурса в организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО.