Служебное письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в одну группу в связи со способом передачи текста (пересылаются почтой, телеграфом, факсом или другим способом).
Для писем установлен специальный бланк - бланк письма.
В состав служебного письма могут входить следующие реквизиты:
• Государственный герб Российской Федерации;
• герб субъекта Российской Федерации;
• эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
• код организации;
• основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
• идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
• код формы документа;
• наименование организации;
• справочные данные об организации;
• дата документа;
• регистрационный номер документа;
• ссылка на регистрационный номер и дату документа;
• адресат;
• резолюция;
• заголовок к тексту;
• текст;
• отметка о наличии приложения;
• подпись;
• гриф согласования документа;
• визы согласования документа;
• оттиск печати;
• отметка об исполнителе;
• отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
• отметка о поступлении документа в организацию;
• идентификатор электронной копии документа.
Все письма можно разделить по функциональному признаку на две группы:
• письма, требующие письма-ответа;
• письма, не требующие письма-ответа.
Письма первой группы, в свою очередь, можно условно подразделить на письма-вопросы и письма-ответы, что позволяет выделить:
• письмо-просьбу;
• письмо-обращение;
• письмо-предложение;
• письмо-запрос.
Ко второй группе относятся:
• письмо-предупреждение;
• письмо-напоминание;
• письмо-подтверждение;
• письмо-приглашение;
• письмо-отказ;
• письмо-извещение;
• сопроводительное письмо;
• гарантийное письмо;
• информационное письмо;
• циркулярное (письмо-распоряжение), которое направляется целому ряду подчиненных инстанций.
Письма также можно разделить на простые и сложные.
Простое служебное письмо- письмо одноаспектное. Это, прежде всего, письмо, не требующее ответа.
Многоаспектное письмо содержит несколько аспектов, изложение каждого из которых рекомендуется начинать с нового абзаца.
Текст служебного письма состоит из двух логически связанных частей.
В первой части (вступление) формулируется тема письма, указываются причины, послужившие основанием для составления письма, факты, события, ссылки на другие документы.
Во второй части письма (заключении) высказывается основная цель письма, делаются выводы, излагаются предложения, просьбы, даются гарантии и т. п.
В письмах используют следующие формы изложения:
• от первого лица множественного числа (просим сообщить);
• от первого лица единственного числа (считаю необходимым);
• от третьего лица единственного числа (ВНИИДАД считает возможным).
Служебное письмо должно быть посвящено одному вопросу, так как при работе с документом, содержащим несколько вопросов, возникают сложности.
Служебное письмо должно быть кратким. Размер письма не должен превышать одной машинописной страницы, при необходимости разрешено увеличение объема служебного письма до пяти машинописных страниц.
Если текст служебного письма не превышает 5-7 строк, то можно использовать бланк формата А-5 и не составлять заголовок к тексту.
Письмо должно быть полным, исчерпывающим, чтобы исключить дополнительную переписку, запросы по телефону, факсу и т. п.
Текст служебного письма должен быть точным и объективным, содержать только достоверную информацию, исключающую двоякое, неопределенное или многозначное толкование.
Служебное письмо должно быть корректным по форме.
При составлении текста письма необходимо подбирать слова и выражения так, чтобы тон изложения был нейтральным; текст должен демонстрировать уважительное отношение автора письма к деловому партнеру.
Служебное письмо подписывает руководитель организации, его заместитель или руководитель того структурного подразделения, которому предоставлено право подписи в пределах его компетенции.
При составлении служебных писем с однотипной информацией широко используются типовые тексты и тексты-трафареты, что дает большую экономию времени, упрощает процесс составления и оформления документа.
Типовой текст — это образцовый или стереотипный текст, на основе которого или с использованием которого может быть построен текст нового письма.
Трафаретизация — способ фиксации информации в виде постоянного текста с пробелами, предназначенными для заполнения их переменной информацией, зависящей от конкретной ситуации.
По тематическому признаку проводится различие между деловой и коммерческой корреспонденцией.
Деловую переписку можно разделить на следующие виды:
• по общим вопросам технологии;
• по вопросам оборудования и энергетики;
• по вопросам производства;
• по вопросам сбыта;
• по вопросам финансирования и т. д.
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении контрактов.
Оферта (письмо-предложение) представляет собой заявление экспортера (продавца) о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий.
Гарантийное письмо - это документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств.
Письмо-рекламация - коммерческий документ, содержащий предъявление претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту (договору) обязательства, и требование возмещения убытков.
Коммерческие письма. Классификация, требования к оформлению
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц и часто имеют правовую силу.
Коммерческая переписка решает вопросы сбыта продукции (услуг) и снабжения. К чисто коммерческим видам деловой корреспонденции относятся: письма-запросы, предложения (оферта), письма-рекламации и ответы на эти виды писем.
Коммерческий запрос
Коммерческий запрос - это коммерческий документ, представляющий собой обращение лица, желающего заключить сделку (покупателя к продавцу, импортера к экспортеру), с просьбой дать подробную информацию о товаре и (или) направить предложение на поставку товара.
В запросе указываются, как правило, наименование товара и условия, на которых импортеру желательно получить товар, например количество и качество товара, его модель, марка, цена, сроки поставки и условия платежа.
Ответ на запрос
При ответе на запрос, если продавец не может выслать покупателю предложение, он направляет ему письмо, в котором сообщает необходимую информацию, в частности:
- о принятии запроса к рассмотрению;
- о выяснении возможностей поставки товара, интересующего покупателя;
- об отказе поставить товар, интересующий покупателя;
- об изменении условий запроса;
- об обещании направить предложение на поставку товара, интересующего покупателя.
В случае если продавец может сразу удовлетворить просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет предложение (оферту).
Предложение- оферта
Это заявление продавца, экспортера о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий.
Предложение может быть направлено по инициативе продавца, экспортера в ответ на запрос покупателя или на основе твердой договоренности о заключении сделки.
В предложении обычно указываются наименование предлагаемого товара, количество и качество товара, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условия поставки в зависимости от характера товара. Предложение такого типа аналогично тексту договора о купле-продаже, имеет юридическую силу и подлежит обязательному рассмотрению, результаты которого отсылаются в виде официального ответа.…
Ответ на предложение
В письме – ответе на предложение, в случае если покупатель согласен со всеми условиями предложения, он подтверждает его принятие продавцу, и тогда сделка считается заключенной. Принятием предложения является выдача заказа или заключение контракта.
Если покупатель не согласен с условиями предложения или если он не заинтересован в закупке предлагаемого товара, он отклоняет его принятие. Тогда сделка считается незаключенной.
Если покупатель не согласен с какими- либо условиями предложения, он сообщает об этом продавцу и между ними устанавливается переписка до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность по всем вопросам.
Рекламация
Это коммерческий документ, представляющий собой претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков.
Рекламации могут быть предъявлены в отношении:
· качества товара;
· количества товара;
· сроков поставки;
· упаковки и маркировки;
· платежа;
· других условий контракта.
Рекламация содержит следующие данные:
· основания в предъявлении претензии;
· доказательства –ссылки на нормативные акты, документы
· конкретные требования стороны, предъявляющий претензию;
Рекламация предъявляется в письменной форме, заказным письмом, с приложением всех документов, подтверждающих рекламацию и имеющих полную доказательную силу для обеих сторон, и определенный срок.
Если рекламация не может быть урегулирована соглашением сторон, то спор переходит в арбитраж, решение которого является окончательным и обязательным для обеих сторон.
Результатом обоснованной рекламации может быть:
· замена дефектного товара новым;
· допоставка недостающего товара;
· процентная скидка со стоимости товара;
· уплата денежного штрафа, пени или неустойки;
· предупреждение.
Ответ на рекламацию
В ответе на рекламацию сообщается о том, что
информация принята к рассмотрению;
претензия удовлетворяется полностью или частично;
денежная оплата произведена.
Если претензия отклоняется полностью или частично, указываются мотивы отказа с соответствующей ссылкой на нормативные акты и другие документы, которые его обосновывают.
Ответ на рекламацию направляется в письменном виде; заказным письмом или по телексу при удовлетворении претензии; заказным письмом с приложением всех документов при отказе в удовлетворении претензии.






