Виды актов
Акт - документ, составленный несколькими лицами для подтверждения установленных фактов, событий, действий.
Акты составляются в различных ситуациях и поэтому имеют много разновидностей:
ü акт приема работ по договору;
ü акт приема-передачи документов;
ü акт списания материалов;
ü коммерческий акт;
ü акт проверки и т. д.
Акты составляются комиссией, постоянно действующей или назначенной по указанию руководителей.
Акты могут не только устанавливать какие-либо факты, нарушения, но и содержать предложения по устранению, недостатков (акт о нарушении правил пожарной безопасности, техники безопасности и т. п.).
Особую группу образуют коммерческие акты, устанавливающие факты повреждения, порчи или недостачи груза, иных нарушений правил транспортировки. Такой акт составляется на типографском бланке установленного образца, заполняется без помарок, подчисток или зачеркиваний. Все дополнения и исправления в акте должны быть оговорены и заверены подписями двух сторон (грузополучателя и должностного лица, ответственного за перевозку груза).
Правила оформления
Если акт является внутренним документом предприятия, он оформляется на общем бланке.
Если акт является внешним документом, то он должен содержать справочные данные об организации.
Акт должен иметь:
ü наименование организации (структурного подразделения);
ü наименование вида документа;
ü дату;
ü номер;
ü заголовок к тексту;
ü текст;
ü подписи;
ü печать (для важных и внешних актов);
ü приложения (при наличии копий подтверждающих документов).
Текст акта состоит из вводной и констатирующей частей.
В вводной части акта указывается основание его составления. Это может быть ссылка на документ, на устное распоряжение руководства, на какие-либо факты, события, действия.
Далее указывается состав комиссии: фамилии, инициалы председателя и членов комиссии в алфавитном порядке. При необходимости указываются должности и фамилии присутствующих.
Акт может иметь заголовок, например "Акт о недостаче ТНП" или "Акт приема-передачи документов с грифом "Конфиденциально".
В основной части акта излагаются:
ü цели и задачи;
ü сроки проведенной комиссией работы;
ü результаты (выводы, заключения, предложения).
После текста и отметки о приложении при необходимости указываются сведения о количестве экземпляров акта, о месте их нахождения или адресатах, которым они отправлены.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении.
Для ряда актов (по материальным, финансовым и другими важным вопросам) необходимо утверждение руководителем и заверение печатью предприятия.
С актами ревизий, проверок знакомят всех лиц, деятельность которых они затрагивают. При этом в акте после подписей составителей ставится отметка "С актом ознакомлены: должности, подписи, расшифровки подписей и даты".
Виды справок. Правила оформления
Виды справок
Справка - это документ, содержащий описание и (или) подтверждение фактов, событий.
Справки бывают двух основных видов:
• справки, подтверждающие работу (учебу), оплату труда, место проживания и т. п., составляемые по запросам граждан;
• справки по производственным вопросам, составляемые по запросу руководства.
Справки по запросам граждан (работников) выдает руководство организации с указанием специальности, должности, квалификации, периода работы и размера заработной платы (ст. 62 Трудового кодекса РФ).
Справки по производственным вопросам могут быть:
• внешними, составляемыми по запросу вышестоящей организации;
• внутренними, составляемыми по запросу руководства своей организации.
Правила составления
Справки по запросам граждан (работников), как правило, оформляются на бланках справок формата А5, имеющих адресные данные предприятия и трафаретный текст.
Справка должна иметь:
• наименование вида документа;
• дату;
• номер (при необходимости);
• текст;
• подпись;
• печать.
Датой справки является дата ее подписания должностным лицом. В правом верхнем углу указывается место предоставления справки в именительном падеже, например: "отделение милиции" "школа № 21".
Текст справки начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени и отчества (полностью) лица, о котором даются сведения, его должности, зарплаты.
Составляют подобные справки в одном экземпляре.
Справки по производственным вопросам (внешние) составляются на общем бланке организации.
Справка должна иметь:
• наименование вида документа;
• адресат;
• дату;
• номер (при необходимости);
• заголовок к тексту (раскрывающий ее содержание и указывающий дату или период времени, к которому относятся сведения, изложенные в справке, например: "О снижении объема продаж за II квартал 2003 г.");
• текст;
• подпись руководителя организации;
• печать (при необходимости).
Текст справки состоит, как правило, из двух частей: вводной и основной.
В вводной части излагаются факты, события, послужившие поводом к ее составлению.
В основной части приводятся конкретные данные, показатели, характеризующие производственные процессы.
Если справка содержит информацию по нескольким вопросам, текст ее делят на разделы, которые должны иметь заголовок и нумерацию арабскими цифрами.
Текст справки, имеющий цифровые показатели, может быть оформлен в виде таблицы.
Справки по производственной тематике составляются в двух экземплярах, один из которых направляется адресату, второй подшивается в дело.
При наличии в справке сведений финансового характера она подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Справки по производственным вопросам (внутренние):
• составляются на бланке структурного подразделения или на стандартном листе А4;
• имеют те же реквизиты, что и внешние, за исключением печати;
• подписываются составителем.






