Трудно представить деловую письменную речь без сложноподчиненных предложений. Совмещая просьбу и причины, побудившие обратиться с просьбой, отказ и его убедительную аргументацию в рамках единой конструкции, сложные предложения придают большую убедительность просьбе и смягчают впечатление отказа, позволяют подчеркнуть важные смысловые оттенки, привести аргументы, дать подробное Обоснование основных положений и т. д.
Кроме того, использование союзов и союзных слов дает возможность точно определить те смысловые отношения, которые наблюдаются между отдельными частями развернутого высказывания.
При построении сложных предложений следует учитывать, что наиболее употребительны сложные предложения с союзами что; который; если; вследствие того что; при условии, что; где; как.
Нередко составители деловых писем неоправданно усложняют текст. Появляются письма, насыщенные сложноподчиненными предложениями с однотипными придаточными частями, длиннейшими перечислениями, сложно построенными вставными конструкциями, развернутыми цитатами (например, из предварительной деловой беседы или телефонного разговора) и т. д.
Придаточные предложения могут быть заменены синонимичными причастными и деепричастными оборотами. Этим достигается сжатость и лаконизм текста. Например:
«Направляем Вам для сведения Основные положения Единой государственной системы делопроизводства, одобренные Государственным комитетом...» (вместо: «которые одобрены»).
Использование предлогов
Наиболее частая ошибка - неправильное использование предлогов. В деловой письменной и устной речи получили большое распространение словосочетания с предлогом «о» и с зависимыми существительными в предложном падеже типа: вопрос о доверии; решение о кадрах; соглашение с... и т. д. Однако наблюдаются случаи неправильного использования предлога «о», что создает языковые помехи. Например:
«Директор завода отметил о важности поставленной проблемы».
Правильно:
«Директор отметил важность поставленной проблемы».
«Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам».
Правильно:
«Это показывает, что мы терпимо относимся к недостаткам».
«Цех нуждается в ремонте, о производстве которого мы настоятельно требуем».
Правильно:
«Цех нуждается в ремонте, производства которого мы настоятельно требуем».
«Нет сомнений о том, что проводимая отделом работа большая и важная».
Правильно:
«Нет сомнений в том, что проводимая отделом работа большая и важная».
Составители деловых писем нередко не различают случаев,
когда речь идет об учреждении, а когда о здании. Например: «В
наше предприятие распределены на работу молодые специалисты» (правильно: «На наше предприятие»).
Словосочетания
При построении словосочетаний следует учитывать, что большинство слов в письменной деловой речи употребляется только с одним словом или с ограниченной группой слов. Например, приказ - издается, контроль - возлагается на какое-либо лицо или осуществляется, должностные оклады - устанавливаются, выговор - объявляется, порицание - выносится и т. д.
Выбор того или иного языкового оборота из числа возможных определяется:
- практикой употребления языкового оборота, т. е. степенью его употребительности;
- правильностью его с грамматической точки зрения (с учетом особенностей официально-делового стиля);
- степенью точности и лаконичности в описании управленческой ситуации.
При выборе устойчивого языкового оборота следует учитывать особенности фразеологии, сложившейся в официально-деловой речи. Так, при употреблении сравнительной степени предпочтительней сложная форма: менее важный, более сложный. При выражении превосходной степени наиболее употребительна форма с приставкой «наи» (наибольший эффект, наименьший результат) или сочетание положительной степени с наречием «наиболее» (наиболее важный).
Широко используются так называемые расщепленные сказуемые. Например: оказать помощь вместо помочь; провести проверку вместо проверить; «произвести ремонт» вместо «отремонтировать» и т. д.
Организационно-правовые документы. Правила оформления, назначение
Назначение
Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности организации, - это функция организации системы и процессов управления, которая включает в себя:
- создание организации, включая выбор ее организационно -
правовой формы;
- установление ее структуры;
- определение штатной численности и состав (номенклатура) должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей и их тарификацию по Единой тарифной сетке;
- регламентацию деятельности структурных подразделений и работников;
- формирование совещательных органов управления;
- регламентацию деятельности аппарата управления;
- лицензирование деятельности;
- установление режима работы и системы органов;
- организацию труда работников и оценку их труда;
- реорганизацию;
- ликвидацию организации и некоторые другие виды работы.
Организация деятельности организации выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их обязанности, права, ответственность и другие аспекты.
К организационно-правовым документам относятся: устав организации, положение об организации, положение о структурных подразделениях, положения о коллегиальных и совещательных органах, аппарата управления и руководства, штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности; должностные инструкции работников, правила, памятки и др.
Организационно-правовые документы содержат положения, строго обязательные для использования, они реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения.
Цель разработки организационных документов - наиболее рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
Правила оформления
Организационно-правовые документы оформляются на общем бланке или на стандартном листе бумаги формата А4 с обязательным нанесением всех необходимых реквизитов:
- название учреждения или подразделения;
- наименование вида документа;
- дата;
- номер документа;
- заголовок к тексту;
- подпись;
- гриф утверждения.
Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.
Организационно-правовые документы утверждаются руководителем организации или ее структурного подразделения либо вышестоящей организацией. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения (реквизит 16) на самом документе, либо изданием другого документа.
Заголовок к тексту в организационных документах должен согласовываться с наименованием вида документа, например:
• положение (о чем?) об отделе кадров;
• структура и штатная численность (чего?) аппарата Министерства;
• инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета;
• должностная инструкция (кого?) референта.
Организационно-правовые документы имеют сложную структуру текста.
Констатирующей частью текста организационных документов является раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.
Основной текст организационных документов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.
Организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей соответствие данного организационного документа действующему законодательству.
С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.
Особенностью организационно-правовых документов является возможность вносить в них изменения и дополнения в тех случаях, когда нет необходимости перерабатывать весь документ.
К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав или положение об организации, учредительный договор.
Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены в Гражданском кодексе РФ.