Умение психотехники воспитателя

Важной составляющей педагогической техники воспитателя является психотехника. Термин «психотехника» предложен американским ученым Д. Вюнстерном и в 1903 году немецким психологом В. И. Птерном как синоним «индустриальной психологии», или «психологии техники». Первым исследователем психотехники стал профессор Гарвардского университета Гуго Мюнстерберг в начале XX века.

Современная украинская исследовательница З.С. Карпенко под понятием «психотехника» понимает комплекс умений по осуществлению психологической диагностики, коррекции и развития познавательных и эмоционально-волевых качеств личности. Психологический словарь 1996 предлагает следующее определение: «Психотехника - направление в психологии, разрабатывает вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач». Иными словами, психотехника предполагает использование достижений психологической науки в различных областях человеческой деятельности.

В театральной педагогике термин «психотехника» употреблял Л.С. Станиславский. По его мнению, основной целью психотехники является подведение актера к такому самочувствие, при котором в нем зарождается подсознательный творческий процесс органической природы.

Выделяют следующие составляющие психотехники воспитателя дошкольного учреждения:

1) анализ и руководство психофизическим состоянием своего организма;

2) понимание психического состояния воспитанников;

3) умение адекватно выражать свои чувства;

4) умение определять логическую последовательность действий и выбирать темп своей деятельности.

Анализ психофизического состояния своего организма и руководство им предусматривают прежде снятие лишней мышечного напряжения и получения мышечной свободы, необходимой для создания рабочего самочувствия. Рабочее самочувствие является результатом настройки на предстоящую деятельность.

Психологический настрой на будущую деятельность - это создание такого оптимального психофизического состояния педагога, который обеспечивает успешное выполнение профессиональных функций. Умение воспитателя регулировать свой психофизическое состояние - залог успеха в решении учебно-воспитательных задач, показатель его профессионализма. Вуменийсаморегуляции относят умение снимать мышечные зажимы и создавать рабочее самочувствие.

Мышечный зажим - это ощущение чрезмерного напряжения в определенной части тела человека, которое сопровождается большим волнением. По словам актеров, мышечный зажим возникает тогда, когда физическое «Я» одерживает верх над психическим, а последнее тормозится. К.С. Станиславский рекомендовал развивать в себе привычку к освобождению тела от излишнего напряжения, ведь это устраняет одну из существенных препятствий на пути творческой деятельности и дает возможность пользоваться мускульной энергией наших органов только по мере необходимости и в соответствии с нашими творческих задач.

Рабочее самочувствие возникает на основе психологической установки педагога в момент его взаимодействия с воспитанниками и непосредственно опирается на их самочувствие. Оно возможно при наличии мышечной свободы - целесообразного распределения мышечной энергии. По определению В.Ц. Абрамяна, мышечная свобода "это правильное распределение мышечного напряжения, которое создает оптимальные условия для включения всего двигательного аппарата в действие в соответствии с главным законом пластики» 1. В свою очередь, закон пластики требует точной степени мышечных усилий для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве.

Понятие «мышечная свобода» нельзя отождествлять с понятием «релаксация», поскольку релаксация ~ это полное искусственное расслабление организма. Она предполагает отсутствие любого напряжения и усилий. А такое состояние организма не может обеспечить продуктивной деятельности. Итак, релаксация используется для освобождения от излишнего нервного напряжения и сохранения энергии для важных дел.

Анализируя труды выдающихся психиатров Англии и Америки Дж. Э. Хэдфилд, А.А. Брилла и результаты своих наблюдений, Дейл Карнеги пришел к выводу, что человека утомляют негативные эмоции и нервное напряжение. А избавиться от него можно через расслабление. Расслабляться следует в течение всего рабочего дня. Способность расслабляться должна стать привычкой. «Напряжение - это привычка, так отмечал Д. Карнеги, - способность расслабляться - это привычка. Вредных привычек можно избавиться, а хороших привычек можно приобрести». Он замечал, что релаксация начинается прежде с мышц и отнюдь не из мозга или нервов.

Существует ряд методов психофизическойсаморегуляции, среди которых аутогенная тренировка, самовнушение, музыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра, смехотерапия.

Аутогенная тренировка - (от греческого «аутос» - сам и «генос» - род, рождение) тренировка, которая порождает изменения в самочувствии человека. Это психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. В процессе аутогенной тренировки человек сначала овладевает теми функциями, которые не подвергались сознательной регуляции (тепловые ощущения, частота сердцебиения и т.д.), а висе потом «с тыла» ведет наступление на свои переживания, лишая их поддержки организма. Существует много разновидностей этого метода. Впервые же система упражнений аутотренинга была разработана немецким психотерапевтом И.Г. Шульцему 1932 г. Согласно его методике, тренировка начинается с контроля и регуляции тонуса мимической и скелетной мускулатуры. И. Шульц установил, что расслабление и снижение тонуса скелетной мускулатуры сопровождается субъективным ощущением тяжести и тепла. В аутогенной тренировке они идут в обратном направлении путем самовнушения ощущений тяжести и тепла в различных частях тела достигают максимального расслабления, снятия мышечных зажимов.

Аутотренинг состоит из двух ступеней: первая - релаксация, призвана бороться с функциональными изменениями в центральной нервной системе; вторая - направлена на введение человека в некоторое блаженно-созерцательное состояние (на практике она почти не используется). Но первая ступень аутотренинга полезна тем, что, усвоив формулы «теплый» и «тяжести», человек может использовать их для мобилизации своих физических и духовных сил.

В процессе самовнушения человек создает образ мысли состояния или свойств личности и сама вводит этот образ в свою психику. В основе этого метода лежит слово. Ведущую роль играет содержание сказанных фраз. Аргументация в этом случае не требуется. Формулы Фразы, которые выбираются, являются короткими и четкими. По мнению Л.С. Станиславского, решающую роль в самовнушении играет глагол, который включает в себя импульс поведения, например: «Я смогу», «Я сделаю».

Занимаясь изучением проблемы саморегуляции психических состояний человека, Г.Ш. Габдреевак основным ее средств относит: библиотерапию, трудотерапию, музыкотерапия и имитационную игру и дает им такую характеристику.

Библиотерапия - средство управления психическим состоянием человека путем чтения художественной литературы.

Трудотерапия - средство управления психическим состоянием человека посредством включения в активную трудовую деятельность.

Суть имитационной игры в проигрывании субъектом роли такого человека, которой ему хотелось бы быть.

Музыкотерапия - управление психическим состоянием человека с помощью музыки. Музыка, выступая ритмичным раздражителем, является действенным средством отвлечения человека от неприятных мыслей, средством успокоения и борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы и в ее процессе, а также настраивает человека на глубокий отдых во время перерыва.

Смехотерапия - наиболее доступный метод. Оказывается, что смех вызывает не слишком резкий, но достаточно глубокий сотрясение всего организма, что приводит к расслаблению мышц и снимает напряжение. Происходит освобождение организма от гормона стресса - адреналина. Определенная доза смеха может обеспечить хорошее самочувствие, однако его «передозировки» вызывает потерю эмоционального равновесия.

Еще на один, достаточно простой, способ саморегуляции указывают врачи. Они советуют в стрессовых ситуациях реже дышать. Это вызывает гипоксию, вследствие чего в организме человека начинают образовываться гормоны, которые «борются» со стрессом.

Чтобы правильно понимать свой психофизическое состояние и управлять им, педагог должен обладать рефлексией. Рефлексия, как и умение социальной перцепции, базируется на внимании, воображении и памяти педагога - так называемых «трех китах» актерской и педагогической психотехники. Социальная перцепция - это умение «считывать» невербальную информацию своих воспитанников. Эта информация дает возможность понять психическое состояние детей и в соответствии с ним строить процесс общения. А, С. Макаренко так говорил о необходимости владения педагогом этим умением: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка... ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений».

Мнение о важности умения пристально присматриваться к воспитанникам, правильно их понимать и на этой основе строить целесообразны взаимоотношения выражала и С.Ф. Русова: «Надо лучше присмотреться, узнать душевное состояние ребенка, разобраться в том, что влечет ребенка и от чего ее отвлекает. Надо нежно вызвать ее доверие, чтобы в отношениях между педагогом и ребенком небыло страха. Надо всегда наблюдать за ребенком, ей нравится, как относится ребенок к чему».

Воспитателю нельзя ограничивать психотехнику рамками своего «Я». Педагогическая, психотехника ставит задачу прежде ориентироваться в психическом мире своих воспитанников, оценивать их психическое состояние в конкретных ситуациях и в конкретный момент. И только в зависимости от этого психического состояния возможна и необходима конкретная психическая деятельность самого воспитателя.

Помимо умения анализировать свой психофизическое состояние и управлять им, воспитатель должен в совершенстве владеть своими эмоциями. Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженное субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Эмоции связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.

Эмоции, как правило, являются выразителями наших чувств. Так, психология рассматривает чувство как дифференцированные устоявшиеся эмоции, которые возникают на почве высших социальных потребностей человека. В соответствии с этим выделяются чувства интеллектуальные, нравственные, эстетические. В философской литературе дается следующее определение понятия чувств: «Чувства - это особая разновидность эмоциональных переживаний, которые имеют выразительный предметный характер и отличаются сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлениями или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенный».

Однако наши эмоции не всегда соответствуют нашим настоящим чувством. Дети дошкольного возраста очень чувствительны, восприимчивы, легко обеспокоены тем настроением, с которым к ним пришел воспитатель. Поэтому педагог не имеет права ходить напыщенный, недовольным, раздраженным, выплескивать свои отрицательные эмоции на коллег и воспитанников. В любых ситуациях он должен владеть собой, то есть все проблемы оставлять за порогом дошкольного учреждения. Общаясь с детьми, необходимо умеренно проявлять свои эмоции, учитывая особенности своей индивидуальности и помня о примере, который воспитатель подает воспитанникам. В основе духа человека лежат сила и уравновешенность нервно-психических процессов как лучшие свойства педагога. Конечно, среди педагогов встречаются люди со слабыми и неустойчивыми нервно-психическими процессами, что приводит к быстрой утомляемости, частых аффективных состояний, раздражительности, бестактности. Все это негативно влияет на учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении, поэтому таким людям просто необходимо тренировать свою психотехнику.

Еще одна важная составляющая психотехники педагога - это умение определять логическую последовательность действий и выбирать темп своей деятельности. Это умение воспитателя зависит от индивидуальных особенностей, нервной системы, в частности от подвижности нервных процессов, а также от опыта работы и уровня педагогического мастерства в целом. В процессе профессиональной деятельности у каждого педагога складывается свой индивидуальный темп работы. Для того, чтобы найти этот оптимальный темп, необходимо время, опыт непосредственного общения с детским коллективом. Темп деятельности воспитателя отвечает не только его индивидуальным особенностям, но и особенностям детей, с которыми он работает, педагогической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: