Специальные и творческие умения воспитателя

Профессионально-методические умения - это специфические умения, связанные с организацией конкретной деятельности, которой обучают дошкольников. Этими умениями будущие воспитатели овладевают при изучении профессиональных методик, дошкольной педагогики, дисциплин информационного цикла.

Так, осваивая методику изобразительной деятельности, воспитатель должен овладеть умением научить ребенка замечать красивое в окружающей действительности и оценивать это, пользуясь эстетическими эталонами; воспринимать объект и анализировать его с целью последующего отражения в продуктах изобразительной деятельности - рисунке, аппликации, лепке, конструировании; научить технике, в том числе и нетрадиционной, рисования,аппликации, лепка, конструирование с применением адекватных изобразительных средств; научить анализировать собственные работы и работы своиходногруппников.

В соответствии с методикой ознакомления детей с природой воспитатель должен обладать умением научить воспитанников наблюдать за объектами и явлениями природы, классифицировать живые и неживые объекты природы на основе анализа их особенностей, устанавливать взаимосвязи и зависимости, которые существуют между различными объектами, ухаживать за цветами, животными, осуществлять элементарную поисковую и природоохранную деятельность, соблюдать правила природо- целесообразное поведения определять и роль человека в системе «природа-человек».

При изучении методики развития речи будущий воспитатель должен овладеть умением научить детей четко произносить звуки, дифференцировать их, осуществлять звуковой анализ слов, ориентироваться в системе согласных и гласных звуков, составлять различные виды истории - за картиной, игрушками и др., Выразительно читать стихотворение наизусть пять, слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по их содержанию, пересказывать сказку, рассказ, в собственной речи правильно использовать части речи, общаться со взрослыми, сверстниками в соответствии с требованиями этикета и возрастных возможностей.

Изучая методику формирования элементарных математических представлений, воспитатель вырабатывает умение научить дошкольников различать и сравнивать предметы по величине, длиной, высотой, толщиной, группировать их по конкретному признаку, ориентироваться в пространстве, времени, на плоскости, в геометрических фигурах - объемных и плоских, решать арифметические задачи, считать, пользуясь численным и порядковой счетом, самостоятельно применять математические знания и умения в различных видах деятельности.

Осваивая методику музыкального воспитания, будущий воспитатель должен овладеть умениями анализировать музыкальные произведения с точки зрения различных педагогических задач, разработать анкету для обследования уровня музыкального развития детей, подобрать необходимый Грамзапись для использования во время утренней гимнастики, занятий и т.д.; разучивать детские музыкальные произведения; анализировать на элементарном уровне структуру музыкального произведения, выполнять элементарные танцевальные движения и упражнения, отражать средства музыкальной выразительности в движении и т.д.; а также научить детей слушать и эмоционально откликаться на музыку, различать и называть жанры музыки, ее характер и структуру музыкального произведения; замечать средства музыкальной выразительности; выразительно петь песни, выполнять танцевальные движения под музыку, передавая его характер; играть на детских музыкальных инструментах соло и в ансамбле.

Овладевая профессиональными умениями при изучении методики физического воспитания дошкольников, студенты направляют свои усилия на: умение учить детей соблюдать правила безопасного закалки организма силами природы, выполнение правил личной гигиены, режима питания, чередование активности и отдыха; правильное выполнение основных движений, подвижные игры, элементы спортивных игр. А также способность: показывать и объяснять основные движения, физические упражнения, давать четкие объяснения, точные указания, распоряжения, инструкции, команды, используя доступную и понятную детям терминологию; обеспечивать необходимую моторную и общую плотность физкультурных занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников; обеспечивать приемы страхования при выполнении детьми различных движений; регулировать степень нагрузки детей по объективным и субъективным признакам в процессе их двигательной деятельности; проявлять гибкость в руководстве учебной деятельностью на занятиях по физической культуре и в процессе самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

В группу профессионально-методических умений относятся и умения организации и руководства различными видами детской деятельности - игровой, трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой. Так, среди основных умений руководства творческими сюжетно-ролевыми играми различают умение наблюдать за играми детей, анализировать их, диагностировать уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом; проектировать развитие игровой деятельности; обогащать впечатления детей с целью развития содержания детских игр; организовывать начало игры; развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательных задач; включаться в игру, выполняя главные или второстепенные роли; обсуждать и оценивать игру с детьми; ориентироваться на интересы, желания и потребности детей при выборе игры; создавать условия для развития творчества ребенка в процессе игры.

Частично методические умения по организации и руководства трудовой деятельностью дошкольников такие: поставить цель в том или ином трудовом задании; привлечь детей к труду, вызвав у них интерес и желание работать; привить стремление к труду; учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка во время выполнения им трудового поручения; научить детей трудовых приемов, выработать соответствующие навыки; контролировать и оценивать детский труд; организовать многократные упражнения по трудовым делам; учитывать интересы и желания детей при организации трудовой деятельности.

Умение самосовершенствоваться необходимо так же целенаправленно и систематически формировать у будущих специалистов с учетом индивидуальных особенностей, как и остальные важных педагогических умений.

Базовые понятия: психолого-педагогические умения, профессионально-методические умения, специальные умения, творческие умения, умение самосовершенствования.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какими психолого-педагогическими умениями должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста?

2. Какие профессионально-методические умения должна выработать в себе воспитатель детей дошкольного возраста?

3. Назовите специальные умения воспитателя ДОУ.

4. Какими творческими умениями должен обладать воспитатель?

5. Какие умения самосовершенствования должны быть в арсенале педагогической техники воспитателя?

6. Определите зависимость между психолого-педагогическими, профессионально-методическими, специальными и творческими умениями воспитателя.

7. Чем, по вашему мнению, отличается креативность от творчества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: