Тема 3. Педагогическая техника воспитателя ДОО

  1. Определения педагогической техники воспитателя, ее структура и особенности
  2. Умение создавать эстетично-выразительный и привлекательный внешний вид
  3. Умение невербального взаимодействия воспитателя
  4. Умение вербального взаимодействия
  5. Умения профессионального взаимодействия и самосовершенствования воспитателя
  6. Психолого-педагогические умения взаимодействия
  7. Профессионально-методические, специальные и творческие умения воспитателя
  8. Умения совершенствовать собственную педагогическую технику

 

1 .Определение педагогической техники воспитателя, его структура и особенности

Педагогическое мастерство не может основываться на интуиции. В искусстве воспитания существует своя педагогическая техника, свои «стандарты» культуры труда, которые необходимо осваивать. По определению Л.П. Загородной, педагогическая техника воспитателя дошкольного учреждения - это совокупность профессиональных умений, обеспечивающих успешное выполнение типовых задач деятельности педагога, которые выступают средством его самовыражения и самореализации как целостной личности в процессе гибкой и адекватной взаимодействия с воспитанниками, их родителями и коллегами.

Умение - это способность человека применять знания на практике в различных условиях. В отличие от способностей, умения формируются на почве сознательных повторений тех или иных процедур, не обязательно связанных с индивидуальными задатками личности.

По определению Л.Ф. Спирина, педагогические умения это «психологические образования, сочетающие профессионально значимые личностные знания и навыки с умственными и практическими действиями, которые обеспечивают успех в учебно-воспитательной работе. Степень сформированности и уровень развития умений зависит от качеств личности, от характера и содержания профессиональных знаний, навыков и опыта, которые включаются в умственные и практические при решении повседневных педагогических задач».

Недооценивать умения педагогической техники нельзя, так как они помогают раскрыть перед воспитанниками внутренний мир педагога - его эрудированность, глубину чувств, духовное богатство, волевые качества. В совокупности умения создают тот уникальный инструмент, который помогает через раскрытие самого себя лучше узнать личность ребенка. А.С. Макаренко говорил, что обучение будущего педагога заключается «прежде в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, потому что у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, не знает, в каких случаях и как надо говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. Не может быть хорошим воспитатель, который не обладает мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Педагогическая техника каждого воспитателя имеет свою яркую, неповторимую окраску, поскольку в ее основе лежат личностные качества.

Особенности умений педагогической техники:

1. Общая область применения - непосредственное взаимодействие с воспитанниками. Развитая педагогическая техника помогает воспитателю во время общения быстро и точно найти необходимое слово, жест, мимический выражение, взгляд, применить адекватный прием воздействия на ребенка, сохранить способность к ясному мышлению, анализу невероятных ситуаций. Все умения во время общения проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, пантомимикой, самонаблюдение дает возможность корректировать собственный психофизическое состояние и успешно осуществлять отбор оптимальных выразительных средств педагогического взаимодействия. В процессе общения комплексно оказываются и профессионально-методические, и специальные, и творческие умения воспитателя. Качество его взаимодействия с воспитанниками свидетельствует об уровне его умение самосовершенствоваться.

2. Индивидуально-личностный характер умений. Они формируются на основе индивидуальных психофизических особенностей педагога, так зависят от возраста, пола, темперамента, характера, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Умение педагогической техники в поведении воспитателя оказываются одномоментно, ситуативно. Формирование профессиональных умений имеет развивающий-влияние на более глубинные качества личности. Так, работа над выразительностью, ясностью, правильностью речи

дисциплинирует мышление; овладение приемами психофизической саморегуляции организма способствует развитию эмоционального равновесия как черты характера и тому подобное.

3. Уровень сформированности педагогической техники - показатель уровня общей культуры воспитателя. В педагогической взаимодействия через умение наиболее полно раскрываются перед воспитанниками моральные и эстетические позиции воспитателя. Если речь педагога бедная и неопрятная, если он дает волю эмоциям, не имеет вкуса, эстетически глухой, то правильные слова и самые необходимые воспитательные меры не окажут влияния ни на ум, ни на чувство дошкольников.

Педагогическую технику воспитателя дошкольного учреждения структурируют по трем группам умений:

1. Умение самопрезентации педагога:

а) создавать эстетически выразительный и привлекательный внешний вид - осанка, одежда, обувь, прическа, макияж, духи;

б) невербальной взаимодействия - мимика, пантомимика, жестика, такесика, визуальный контакт;

в) психотехники - анализ и управление психофизическим состоянием своего организма через рефлексию; понимание психического состояния воспитанников благодаря социальной перцепции и эмпатийности; умение адекватно выражать свои чувства; логическая последовательность выполнения действий и выбор темпа своей деятельности;

г) вербального взаимодействия - техника речи: дыхание, дикция, голос, темпоритм и владения коммуникативными качествами речи - правильностью, выразительностью, ясностью, точностью, краткостью, целесообразностью, ласковостью.

Следует отметить, что в предложенной классификации названы умения поданы не по степени значимости, а в порядке восприятия воспитателя детьми.

Умение воспитателя взаимодействовать с воспитанниками, их родителями и коллегами:

а) психолого-педагогические - аналитические, проективные, конструктивные, организационные, коммуникативные;

б) профессионально-методические - умение обучать рисованию, лепке,

конструирования, организовывать различные виды деятельности в дошкольном учреждении и т.п.;

в) специальные - рисовать, петь и т.д.;

г) творческие - генерировать нестандартные идеи, использовать специальные приемы и алгоритмы технологии творчества, теорию решения изобретательских задач в процессе решения профессиональных задач, организовывать творческую деятельность воспитанников и тому подобное.

3. Умение самосовершентсвовать педагогическую технику:

а) аналитические - анализировать и оценивать уровень сформированности

своей педагогической техники, устанавливать причины недостаточной сформированности тех или иных умений;

б) проективно-конструктивные - умение поставить цель, разработать план или программу совершенствования педагогических умений, отобрать эффективные методы и средства, адаптировать их к индивидуальным возможностям и потребностям;

в) гностические - осуществлять целенаправленный поиск необходимой информации о возобновлении знаний об определенном умения и эффективные способы его совершенствования;

г) побудительные организационные - организовать реализацию созданной программы или плана совершенствования своих умений, мобилизуя при этом свою волю, внимание.

Все три группы умений педагогической техники тесно взаимосвязаны. Если первая является своеобразной основой для успешной реализации умений второй группы, то умение самосовершенствоваться - главное условие, которое обеспечивает высокий уровень развития ифункционирования умений первой и второй групп. Структура умений воспитателя дошкольного учреждения приведена в табл.2.1.

Конечно, разделение педагогической техники-на группы достаточно условно, поскольку она представляет собой целостную систему, а умение воспитателя, тесно переплетаясь, оказываются в комплексе, неся на себе отпечаток его индивидуальности.

Умение каждой группы нуждаются широкой характеристики. Практика работы в высшем учебном заведении показывает, что владение умениями первой группы педагогической техники вызывает наибольшие трудности у студентов во время практики в дошкольном учреждении и у воспитателей начинающих. Поэтому в процессе подготовки будущих специалистов дошкольного воспитания этим умением следует уделить особое внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: