Правовая культура
|
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком в правовой подготовленности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения. А также индивидов, имеющие юридические знания. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них является ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в какой позволяет людям. пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, как и
|
правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности).
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовой культуры – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Понятие правовой культуры – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и
|
Структура правовой культуры
- право как систему норм, выраженных возведенную в закон государственную волю;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности.
- Правовое учреждение как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализующую права;
- Правовое поведение.
Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуру составляет профессионально-правовая культура юристов.
|
Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б.Богоявленской, имеет 3 уровня:
1.
|
2. Если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;
3. Самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не формальным эвристическим приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы – качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферу.
В процессе профессионального отбора на работу в правоохранительные органы желательно ориентироваться на последние 2 уровня интеллектуальной активности, как профессионально значимые, служащие обеспечению качества и эффективности выполнения служебного долга.(10)
|
|
7.ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И.Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой.
|
|
|
|