Понятие правовой культуры

Правовое сознание можно определить как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка.

Понятие правосознания

Тема: Правосознание и правовая культура

Тема 27- 28. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм

1. Понятие правосознания

2. Понятие правовой культуры

3. Понятие правового воспитания

Литература:

Смоленский, М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. – 2009. - № 4. – С. 105 – 110.

Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание – необходимое условие правотворчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание.

Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, эстетическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и других форм общественного сознания: экономического, исторического, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружающей действительности, общественного бытия с учетом потребностей развития общества. Они отражают в своем содержании практическую деятельность людей, их поведение.

Отмечая относительную самостоятельность различных форм общественного сознания, важно подчеркнуть их внутреннее единство, вытекающее из общей материальной обусловленности, а также активного взаимодействия. Правовое сознание зависит не только от экономических факторов, но и от степени развитости других форм общественного сознания, от их состояния. Под состоянием общественного сознания принято понимать определенный его настрой и направленность под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств. Чрезвычайно важно не допускать такого состояния правосознания, когда в нем преобладало бы нигилистическое, неуважительное отношение к действующему праву.

Важное значение в общественно-политической жизни страны имеет общественное мнение – сложное и многообразное социально-психологическое явление, представляющее собой специфическое проявление общественного сознания, в том числе правового. Общественное мнение выражает убеждения, оценки, волю, чувства членов общества, влияет на формирование жизненной позиции личности. Вместе с тем общественное мнение – один из способов волеизъявления граждан, одна из причин принятия политических и правовых решений, показатель эффективности реализации правовых норм.

Как свидетельствуют результаты проводившихся исследований общественного мнения, оно может действовать в нескольких направлениях по отношению к требованиям права. Активная поддержка общественным мнением проводимых в стране мероприятий по укреплению законности и правопорядка существенно увеличивает действенность этих мер, способствует привлечению к их реализации широкой общественности. Вместе с тем не исключены и случаи расхождения общественного мнения и правовых требований, а также юридической практики. Общественное мнение подчас не только не поддерживает правовые установления, но и решительно выступает против тех из них, которые изжили себя, противоречат нормам нравственности и т.д.

Порой общественное мнение оказывается недостаточно компетентным в решаемых государством проблемах из-за отсутствия правовых знаний, необходимой информации о работе законодательных и правоприменительных органов. Это создает предпосылки для всевозможных манипуляций общественным мнением, формирования у людей ложных представлений для достижения соответствующих политических целей.

Успешное развитие любого государства требует постоянного изучения общественного мнения по вопросам права.

Один из критериев оценки правового сознания – уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать три уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический).

Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых вненаучным путем. Оно конкретно ориентирует личность в окружающем мире, но не дает глубокого понимания тех или иных явлений, включая правовые.

Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. Как правило, практическое правосознание формируется в процессе взаимодействия личности с государственными органами и общественными организациями. В отд\личие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства.

Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений.

Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяется рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

Следует учитывать, что общество состоит из социальных слоев, страт, отличающихся статусом, благосостоянием, занятиями, ролью в обществе и государстве. Каждый социальный слой обладает особыми интересами, а значит, и своим правосознанием.

Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.

Недостаточно внимания уделяется изучению проблем национального правосознания.

Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания.

Условия жизни конкретного человека своеобразны, и это не может не сказаться на правосознании личности. Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Как показывает практика, правосознание отдельных граждан может быть даже не только деформированным, но и ущербным с точки зрения их отношения к соблюдению требований законности.

Правосознание может подразделяться также на профессиональное и непрофессиональное. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятельность существенно на него влияет. Как разновидность правосознания профессиональных групп особый интерес представляет правосознание юристов.

В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание только юристов, так как они профессионально занимаются юридической деятельностью. Правосознание юристов можно охарактеризовать как одну из коллективных форм правового сознания как системы правовых взглядов, знаний, ценностных ориентаций общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки.

Анализ структуры правосознания позволяет выделить идеологическую и психологическую сферы.

Говоря об идеологической стороне правосознания, в литературе обычно исходят из понимания идеологии как системы идей и теорий, ценностей, норм и идеалов, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных групп.

В содержание идеологии наряду с совокупностью политических, нравственных, философских, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенной общественной группы, включаются и идеи, взгляды, теории о государстве и праве. Поэтому можно говорить об относительно самостоятельной форме идеологии – правовой, которая понимается в юридической литературе как систематизированное, теоретизированное отражение потребностей и интересов социальных групп (всего общества) в сфере государства и права.

Своеобразный тип правовой идеологии – «правовой идеализм» или «юридический романтизм». Для него свойственны преувеличение возможностей правового регулирования общественных отношений, роли права в установлении в обществе социального согласия, отрыв от социально-экономических основ права, уровня развития общества.

Крайней формой правового идеализма выступает «правовой фетишизм»: праву, законодательству приписываются почти чудодейственные возможности, способность снять все трудности и решить все проблемы на пути развития общества.

Правовое сознание, бесспорно, принадлежит к тем разновидностям общественного сознания, в которых развита идеологическая составляющая, но это вовсе не означает неразвитости в правосознании психологической сферы.

Общественную психологию принято трактовать как совокупность взглядов, настроений, чувств, переживаний, устремлений, порожденных жизнью общества и характеризующих поведение общественных групп. В тех случаях, когда они связаны с правовыми явлениями в жихни общества, речь идет об общественной правовой психологии.

Это особая форма отражения общественного бытия, особая форма духовной деятельности, которая возникнет у определенных социальных групп (больших и малых) на основе общих условий их жизни, окружающей среды и характеризует их стихийно складывающееся отношение к праву, законности, судебной деятельности и т.д.

Связанную с повседневной жизнью правовую психологию можно назвать сферой правового сознания, представляющей собой органическое единство сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального. Психология непосредственно отражает повседневные нужды и характер людей. Это отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражает потребности развития общества, права.

Под правовой культурой в литературе предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных 'элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.

Правовая культура - разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое по­нятие, состоящее из право вой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личнос­ти тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое пове­дение.

Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым яв­ляется только тот, у кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятель­ности им следует.

Таким образом, структура правовой культурыличности состо­ит из следующих элементов:

- психологического (правовая психология);

- идеологического (правовая идеология);

- поведенческого (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образован­ность человека, включая правосознание, умение и навыки пользо­ваться правом, подчинение своего поведения требованиям юриди­ческих норм. Ведущий себя культурно (активно) субъект предпо­читает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юриди­ческих норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

- уровня правосознания и правовой активности общества;

- степени прогрессивности юридических норм (уровень разви­тия права, культура юридических текстов и т.п.);

- степени прогрессивности юридической деятельности (куль­тура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей куль­туры и характеризуется:

- полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод че­ловека и гражданина;

- реальной потребностью вправе;

- состоянием законности и правопорядка в стране;

- степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования и т.п.

Правовая культура представляет собой все юридическое «богат­ство», выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особен­ностей права, которые относятся к духовной культуре, к правово­му прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня право­вой культуры является степень развитости его государственно-­правовых институтов и норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: