Правовая культура - это обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим опытом качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовую культуру рассматривают в широком и узком смысле.
Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок.
Правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Виды правовой культуры выделяют в зависимости от ее уровня: обыденную, профессиональную и доктринальную.
|
|
1. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер.
2. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоприменительных органов. Юристы-практики вырабатывают достаточный уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.
3. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.
Правовая культура выполняет три основных функции: познавательную, регулятивную и аксеологическую.
1. Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлого и достижений современного отечественного и зарубежного права.
2. Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.
3. Аксеологическая (ценностная) функция состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с норм позитивного права и установок естественного права.
|
|
Структура правовой культуры включает в себя следующие элементы:
1. Уровень развития правового сознания населения показывает, насколько глубоко усвоены им ценность прав и свобод человека, правовой процедуры разрешения споров, информировано в правовом отношении, каково эмоциональное отношение к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.
2. Уровень развития правовой деятельности. Подобная деятельность состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность юридических школ, вузов и т. д. и практической – правотворческой, правореализующей и правоохранительной.
На правовую культуру влияет качество правоприменительной деятельности, зависящей от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношения его органов, личного профессионализма и культуры правоприменителя.
3.. Уровень развития системы правовых актов, т. е. документов, в которых выражается и закрепляется право. Важное значение для правовой культуры общества имеет конституция государства, уровень развития других нормативных правовых актов, состояние индивидуальных правовых актов - правоприменительных и правореализационных. О качестве закона свидетельствует и наличие реального механизма его реализации.
Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры.
В настоящее время правовое воспитание понимается как процесс взаимодействия различных факторов (социально – политических, экономических), участвующих в формировании правосознания и правовой культуры как отдельных граждан, так и общества в целом.
Основными направлениями правового воспитания являются:
- формирование правосознания и правовой культуры в семье;
- обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;
- профессиональная подготовка по правовым наукам в Вузах юридического и родственного профиля;
- самовоспитание;
- распространение правовых знаний СМИ;
- выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
- осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
- обучение и распространение СПС «Гарант», «Консультант Плюс», доступная правовая информация через Интернет.
Правовые знания включают в себя:
1) знание норм Конституции РФ;
2) знание содержание наиболее важных ФЗ (в том числе основных положений отраслевых кодексов);
3) понимание сущности правовых учений, доктрин;
4) ориентации в иерархии нормативно – правовых актов;
5) наблюдение за деятельностью законодательных (представительных) органов и учет новейших нормативно – правовых актов;
6) иную информацию.
Основными способами правового воспитания являются:
- убеждение;
- предупреждение;
- поощрение;
- принуждение;
- наказание.