5. Планируемый результат на конец учебного года
(в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
| Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— познавательный интерес к прошлому своей страны
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
— уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
— уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
— следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
— формирование коммуникативной компетентности;
— обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
— расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
— активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
— критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
— определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
— установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
— составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
— применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
— использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
— использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
— описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
— понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
— высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
— описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
— поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
— анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
— использование приёмов исторического анализа;
— понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
— оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
— сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
— систематизация информации в ходе проектной деятельности;
— поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
— личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
— уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
– определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
– использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
– презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
– обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-
популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
– изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
– самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
– давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
– определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,
оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
– знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
– работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
– исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
– корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
- результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности
|