Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению

 

В соответствии с логикой исследования нами изучался уровень депрессии с помощью опросника А.Т. Бека. Результаты опросника представлены в Приложении 3.

Полученные данные позволили выделить три группы подростков, склонных к девиантному поведению: подростки с высоким уровнем депрессии, с легким уровнем и подростки, у которых отсутствует депрессия (табл. 2.1).

Как видно из таблицы 2.1, среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %). Это говорит о том, что у большинства подростков хорошее эмоциональное состояние. У трети подростков (31,25 %) была выявлена тенденция (легкий уровень) к депрессии, что свидетельствует о наличии ситуативного или невротического генеза. И только у 6,25 % подростков с девиантным поведением было выявлено наличие депрессии (высокий уровень).

 

Таблица 2.1. – Уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению

Уровень депрессии Кол-во %
Отсутствие депрессии 20 62,5
Легкий уровень (тенденция) 10 31,25
Высокий уровень (депрессия) 2 6,25
Всего: 32 100

 

Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Уровень депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению

 

Далее, исходя из логики нашего исследования, была изучена склонность к риску у подростков, склонных к девиантному поведению с помощью опросника А.Г. Шмелева.

Анализ данных позволил получить показатель величины склонности к риску как черты характера (Приложение 4) и выделить следующие уровни склонности к риску у испытуемых (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2. – Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению

Уровень склонности к риску Кол-во %
Низкий уровень 3 9,37
Средний уровень 8 25
Высокий уровень 21 65,63
Всего: 32 100

 

Как видно из таблицы 2.2 у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков (25 %) выявлен средний уровень к риску, и только у 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску.

Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Уровень склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению

Как видно из рис. 2.2, подростки, с девиантным поведением, склонны к проявлению рискованного поведения.

Следующим шагом в эмпирическом исследовании было сравнение результатов, полученных по двум методикам (Приложение 5).

Исходя из логики нашего исследования, испытуемые были разбиты на три группы. Критерием деления на группы явился уровень депрессии (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3. – Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению

Уровень депрессии

Уровень склонности к риску

низкий

средний

высокий

всего

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Отсутствие депрессии 3 15 5 25 12 60 20 100
Легкий уровень (тенденция) 3 30 7 70 10 100
Высокий уровень (депрессия) 2 100 2 100

 

Анализ данных показал, что высокий уровень склонности к риску свойственен подросткам, с высоким уровнем депрессии (100 %), а также 70 % подростков с тенденцией к депрессии и 60 % подростков, у которых не было выявлено депрессивных тенденций. Средний уровень склонности к риску характерен для четверти подростков без депрессии (25 %) и трети подростков с тенденцией к депрессией (30 %). Низкий уровень склонности к риску был выявлен у 15 % подростков без депрессивных тенденций. Для большей наглядности, представим, полученные результаты в виде диаграммы (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Соотношение уровня склонности к риску и уровня депрессии у подростков, склонных к девиантному поведению

 

Для выявления взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена [23].

Расчет ранговой корреляции представлен в Приложении 6. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Гипотеза исследования подтверждена.

 

 

Выводы

Таким образом, на основании проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %). У трети подростков (31,25 %) была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии ситуативного или невротического генеза. И только у 6,25 % подростков с девиантным поведением было выявлено наличие депрессии.

2. У большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков выявлен средний уровень, и только 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску.

3. Анализ данных также показал, что высокий уровень склонности к риску свойственен подросткам, с высоким уровнем депрессии (100 %), а также 70 % подростков с тенденцией к депрессии и 60 % подростков, у которых не было выявлено депрессивных тенденций. Средний уровень склонности к риску характерен для четверти подростков без депрессии (25 %) и трети подростков с тенденцией к депрессией (30 %). Низкий уровень склонности к риску был выявлен у 15 % подростков без депрессивных тенденций.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. Подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.

Полученные диагностические результаты, позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, мастеров производственного обучения, по снижению склонности к риску в воспитательной работе с подростками, склонных к девиантному поведению. Прежде всего, любая профилактическая, коррекционная программа должна включать в себя две типовые задачи:

¨ развитие социальной, личностной компетентности;

¨ выработка навыков самозащиты.

В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения. Множество этих факторов, а также негативных жизненных ситуаций, в которых оказывается подросток, особенно со слабо развитой, а может быть и утраченной в силу различных причин или ещё не сложившейся социальной ориентации на положительные действия, создают предпосылки к отклоняющемуся поведению, механизмы которого чаще всего индивидуальны.

Немаловажным элементом сложной системы механизмов профилактики девиантного поведения является отношение самой личности к такому поведению, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своём это отношение носит самооправдательный характер, в чём проявляется самозащитная реакция.

Программа первичной профилактики для подростков, склонных к девиантному поведению, с депрессией и тенденцией к депрессии, а также со склонностью к риску должна решать следующие задачи:

1. развитие личностной компетенции,

2. формирование навыков защиты, умения противостоять факторам риска,

3. формирование навыков эффективного общения, принятия решений,

4. предупреждение возникновения проблем,

5. формирование навыков регуляции эмоций, разрешение конфликтов.

При обучении навыкам акцент должен делаться на методах групповой работы, психотехнических приёмах.

Цель такой работы – создание в подростковой среде ситуации, препятствующей рискованному поведению. Профилактическая программа должна включать определённые виды деятельности в каждом из последующих направлений:

1. распространение информации о причинах, формах и последствия рискованного поведения,

2. формирование у подростков навыков и умения правильно принимать решения,

3. целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к девиантному поведению,

4. взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу,

5. работа по изменению отношения к девиантному поведению.

Работая в области психологического просвещения нельзя допускать:

1. использования тактики запугивания (неэффективность такой тактики доказана),

2. искажения и преувеличения негативных последствий девиантного поведения,

3. ложной информации (даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подросткоами, которые достаточно хорошо информированы).

Программа первичной профилактики девиантного поведения среди подростков может включать следующие задачи:

1. проведение информационной работы среди подростков с использованием интерактивных и семинарских форм.

2. формирование навыков групповой тренинговой работы по первичной профилактике.

3. проведение занятий по более детальному ознакомлению с проблемой и содержанием первичной профилактики.

Современный подход к работе по профилактике девиантного поведения и склонности к риску среди подростков характеризуется усилением традиционных педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.



Заключение

Решение поставленных задач в исследовании проблемы взаимосвязи депрессивных состояний и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению, позволило сделать следующие выводы:

1. Изучение теоретических основ проблемы депрессии, склонности к риску и девиантного поведения в психологии позволило констатировать, что, во-первых, «депрессия» в психологии — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Во-вторых, склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери. В-третьих, девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к взрослости.

2. В ходе проведения эмпирического исследования были, во-первых, установлено, что среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %), в тоже время у трети подростков была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии у них ситуативного или невротического генеза. Во-вторых, было обнаружено, что у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у четверти подростков выявлен средний уровень, и только 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Это свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии. В-третьих, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, с девиантным поведением. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Это свидетельствует о том, что подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску. Гипотеза исследования подтверждена.

3. На основании полученных результатов были сформулированы психолого-педагогические рекомендации, которые целесообразно использовать в работе специалистов системы образования (психологов, социальных педагогов). Полученные эмпирические результаты могут лечь в основу разработки тренингов и коррекционных программ для подростков, склонных к девиантному поведению, и которые будут способствовать снижению у них уровня депрессии и склонности к риску.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: