Общая характеристика девиантного поведения

 

Девиантное поведение – это отклоняющееся поведение от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы [12].

По определению Я.И. Гилинского, поведение является девиантным, если поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [5, с. 164]. Девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, и характеризуется как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора. В этих, а также других аналогичных определениях сущности девиантного поведения заложен один общий принцип, согласно которому социальные отклонения порождаются в основном социальными факторами, хотя эта точка зрения и не является единственной [5, с. 165].

В.Т. Кондрашенко [14], рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно–психических заболеваниях.

Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно–психическими заболеваниями, понятие социально–психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно–историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности [30].

В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения [13, 21 и др.]. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалев [13] подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально–психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.

Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с поло–возрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно–личностные реакции, особенности характера и социально–педагогическую запущенность.

Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития [30].

Однако существуют такие виды отклоняющегося поведения, которые являются серьезными и рассматриваются как социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и некоторые другие проявления девиантного поведения подростков.

Необходимость в регулировании поведения подростков будет всегда оставаться одной из актуальнейших социально-психологических проблем. Стремление к его преодолению чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает подростков с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям не соответствующим общепринятым нормам поведения. Причинообразующими факторами отклонений в поведении подростков могут быть также психологическая невосприимчивость социальных норм, являющаяся следствием издержек его социализации, или же отклонений на биологическом уровне.

Девиантное поведение подростков – многоплановое психо-социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определенные признаки, черты, способы и формы проявления.

Типология девиантного поведения позволяет выявить специфические особенности причинно-следственных связей, связей, свойственных каждому из них. В зависимости от типа нарушаемой нормы девиантное поведение классифицируется, например, по видам: преступление и аморальные поступки, к которым можно отнести пьянство и алкоголизм, наркоманию и проституцию и т.п. Однако это деление может быть относительным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и другое), по ориентированности (экстровертированное – направленное на внешнюю среду, интровертированное – ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и другое). Типизация девиаций в поведении возможна также и по другим основанием, выбор которых в каждом конкретном случае обуславливается поставленными задачами и целями [12].

Немаловажным элементом сложной системы механизмов в социальных отклонениях является отношение самого подростка к совершившим им нарушениям норм поведения, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция. Этот феномен в сознании подростков с девиантным поведением давно обнаружен социально-психологическими исследованиями. Установлено, что всем им свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдание своих поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были. Такая однозначно целенаправленная, как правило, оценочная ориентированность подростков с девиантным поведением значительно затрудняет борьбу с этим социальным злом, нередко снижает эффективность профилактических мероприятий. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности подростка мотивировки своих действий у них постепенно снижаются, переходя к полной потере, свойственного человеку, стремления к признанию и престижу.

Выявление и изучение механизмов социальных отклонений показывает, что важнейшими факторами, предопределяющими поступки и действия подростков, являются, прежде всего, уровень их сознания, нравственности, развитость системы социальных регуляторов и отношение общества к подросткам, склонных к девиантному поведению. Недооценка хотя бы одного из них приводит к серьезным последствиям, опасным как для самого подростка, так и для всего общества в целом.

При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях процесса социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и девиантного поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Ведь, асоциальным, девиантным поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, спекуляцию и т.д.). Среди подростков такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступно-наказуемых действий, так и в виде правонарушений и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, тяжкие преступления, как изнасилование и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных девиациях, от нарушений норм морали, незначительных правонарушений до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, к нарушению социальных норм и развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции.

Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый и юношеский возраст, так называемый маргинаный переходный период от детства к взрослости.

 

 

Выводы

1. В медицине термин «депрессия» трактуется как психопатологические состояния, характеризующиеся сочетанием подавленного настроения, снижения психической и двигательной активности с соматическими расстройствами. «Депрессия» в психологии — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Использование термина «депрессивное состояние» (депрессивность) опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний.

2. Депрессивные состояния подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истиной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников.

Таким образом, взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у юношества. При этом на первое место среди трех групп депрессивных явлений (депрессия как психическое заболевание, депрессивные состояния, депрессивное настроение) выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивные настроения — как правило, проявления различных психологических механизмов, связанных как со спецификой юношеского возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков. Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростков, не являются сами по себе однозначными симптомами болезни и поэтому не всегда вызывают к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей.

3. Девиантное поведение –это отклоняющееся поведение от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к взрослости.

4. Одной из форм проявления девиантного поведения в подростковом возрасте является алкоголизм. Алкоголь становится средством снятия психологических, физиологических и социальных стрессов и напряжений. Употребление алкоголя, являясь опасным для взрослого человека, особенно пагубно влияет на ещё неокрепший детский организм и нередко влечёт за собой болезненное пристрастие к алкоголю. Оно формируется в 2,5 – 3 раза быстрее, чем у лиц зрелого возраста. Мотивом ранней алкоголизации может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения или узнать возможности своего организма, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно, нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя. Хотя в каждом конкретном случае мотивы могут быть разными.

Подводя итог проведенному анализу литературных источников, можно сделать вывод, что исследователями накоплен значительный материал в отношении взаимосвязи различных значимых обстоятельств жизнедеятельности подростков и особенностей личности с возникающими депрессивными состояниями, деструктивно влияющими на многие параметры учебной и коммуникативной активности школьников. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие в современной литературе системных представлений о взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков. Возможным объяснением такое ситуации может быть то, что исследования депрессивных состояний в юношеском возрасте возникли и проводились в основном в рамках патопсихологической и клинической традиций, не подразумевающих целостного, системного рассмотрения динамики психического (в нашем исследовании — эмоционального) развития подростков, являющегося приоритетной особенностью возрастно-психологического и психолого-педагогического подходов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: