Характеристика способов злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов и общественно опасных последствий

Большинство ученых под методом преступления понимают детерминированные особенности личности субъекта незаконного действия, предмет вмешательства системы взаимосвязанных действий указанного лица или воздержания от них, или совокупность двух, направленных на достижение преступной цели. При этом следует отметить, что результаты анализа судебно-следственной практики подтверждают обоснованность положения, согласно которому путь преступления представляет собой объективное свойство действия (бездействия) виновного лица.

Как правило, злоупотребление должностными полномочиями совершается сотрудниками правоохранительных органов посредством действий (76,4%). В 7% изученных материалов уголовных дел эти лица были пойманы за злоупотребление должностными полномочиями бездействием, в 8,3% — форма совершения злоупотреблений была определена как смешанная (по действиям и бездействию).

Выделяют следующие виды злоупотребления должностным положением:

- принятие решения указанными лицами, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (например, провозглашение и утверждение незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (5,2 %); незаконная выдача водительских удостоверений, талонов техосмотра, паспорта (4,6%); незаконный приказ об освобождении арестованных для производства хозяйственных работ (2%); распоряжение о заключении противоправного государственного договора, одной из сторон которого выступает правоохранительный орган (18,4%); незаконное распоряжение о сокрытии материалов уголовного дела, предварительные проверки (3,4 %);

- совершение действия (действий), являющееся властным волеизъявлением, не облеченным в форму решения, но повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия для их осуществления (например, уничтожение заявлений, заявлений, протоколов следственных и процессуальных действий, материалов административного производства, материалов оперативно-розыскной деятельности, исполнительных процедур, личных дел осужденных, свидетельств о доходах (34,5%); Внесение ложной информации в специальные базы данных правоохранительных органов (12%); принуждение отказаться от заявления о преступлении убеждениями, угрозами (3%); незаконная доставка в ОВД (0,8%); незаконное приобретение, изъятие и распространение запрещенных к обороту предметов — наркотиков, психотропных средств, оружия, боеприпасов, порнографических материалов (15%); незаконное изъятие или использование денег правоохранительного органа, его сотрудников, должников, граждан (2,1 %); Незаконное осуществление доказательств (0,7%); вступление во внеслужебные отношения с осужденными, организация азартных игр в режимных учреждениях (0,9 %).Наиболее типичными способами злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия являются: непроведение проверки в порядке ст. 144 УПК РФ с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (56%); сокрытие факта совершения преступления, правонарушения (17 %); реорганизация проведения оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий на месте происшествия (13 %); не составление заявлений, не регистрация сообщений, не составление протоколов (19 %); сознательное попустительство совершению преступления, административного правонарушения, не принятие мер по их пресечению (9 %); непринятие процессуального решения по материалам проверки сообщения о преступлении (5 %); непроведение таможенного досмотра (5 %).

Метод данного действия характеризуется спецификой деятельности отдельного органа правопорядка. Анализ выявил взаимосвязь между способом злоупотребления и видом органа правопорядка, выражающаяся в связи того или иного способа преступного действия с основными направлениями органа правопорядка. Способы превышения должностных полномочий можно дифференцировать по направленности интересов службы определенного правоохранительного органа, принимая во внимание разнообразие правоохранительных органов, их многочисленность, а так же многочисленность направлений и способы злоупотребления должностными полномочиями, определяемые федеральными законами, такими как Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О прокуратуре РФ», Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и так далее.). На основании приведенного основания можно отметить способы превышения должностными полномочиями, характерные для каждого правоохранительного органа.

В соответствии с этим, был проведен анализ типовых для работников полиции способов преступления: превышение должностных полномочий при защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; при противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и при обеспечении общественной безопасности; при оказании содействия государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальными органам, общественным объединениям, организациям независимо от форм собственности, должностных лиц этих органов и организаций в защите их прав.

Касаемо сотрудников прокуратуры – это использование должностного положения наперекор интересам службы, которое заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации — злоупотребление в области уголовного судопроизводства и злоупотребления, не связанные с данной областью.

Последствия злоупотребления должностными полномочиями объективируются в причиняемом этим деянием вреде:

— материальном — имущественный вред (реальный ущерб либо неполучение должного), физический вред (причинение вреда жизни (здоровью) человека);

— нематериальном — нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

По результатам анализа судебной медицинской экспертизы известно, что ущерб от этого противоправного действия, в частности, является нематериальным. (89% изученных материалов уголовных дел). В 8,3% последствия характеризовались сочетанием материального и нематериального ущерба. Наносит только материальный ущерб по данным исследованиям только 0,5% уголовных преступлений.

Нельзя обойти вниманием еще одну составляющую характеристики последствий рассматриваемого деяния - «существенность причиненного вреда». Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: