Особенности проведения проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено, если имеются основания и, те основания, которые предусмотрены ст. 140 УПК РФ. Результаты анализа судебно-следственной практики свидетельствуют о том, что уголовное дело, причиной возбуждения которого по факту злоупотребления служебными полномочиями является сообщение, полученное из других источников.

Выявлены признаки преступления, которое было проанализировано:
- прокурорами при выявлении надзорных полномочий
- в процессе оперативно-розыскной деятельности

Таким образом, причиной возбуждения уголовного дела в отношении руководителя Федерального бюджетного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия Ш. был отчет оперативного офицера об обнаружении доказательств преступления. В результате его оперативно-розыскной деятельности было установлено, что Ш., действуя исходя из личных интересов, заключив ряд трудовых договоров, по которым ФБУ «СИТО» взял на себя обязательства по установке системы охранной сигнализации, внешней телефонной сети, выполняет комплекс монтажных, пусконаладочных и пуско-наладочных работ, монтаж элементов комплексного комплекса Тобол на объектах пенитенциарной системы, заключенные с частными лицами договоры на оказание услуг по выполнению тех же работ и на одном объекте в соответствии с Сметные сметы на выполнение трудовых договоров. В то же время С. получал деньги от частных лиц, которые составляют разницу между стоимостью фактически выполненных работ. Полученные деньги были направлены на выплату премий работникам ФБУ «ЦИТО» вне бонусного фонда и на другие цели, не связанные с выполнением заданий и выполнением функций ФБУ «ЦИТО».

- во время официального ведомственного аудита
    - в процессе проверки в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ или предварительного следствия.

Заявление о преступлении от лица, пострадавшего в результате злоупотребления властью, встречается не особенно часто. Исследование, что было проведено дает основание сделать вывод о том, с чем может быть связан такой низкий процент заявок: опасаются, что в связи с подачей заявки на жертву могут быть применены различные незаконные методы воздействия, фактически возникли проблемы, включая искусственные причины для административная и уголовная ответственность. Поводом для подачи заявления может являться только факт до возмущения грубого и неуважительного отношения к гражданам.
Полученное заявление или отчет о преступлении, а также материалы, направляемые в следственный орган по решению прокурора в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, подлежат проверке на предмет наличия. Законность уголовного дела. В связи с этим целесообразно отметить следующее:
       а) заявление о преступлении – есть законное основание для возбуждения уголовного дела на следующих условиях: наличие информации о преступлении в заявлении; соответствие формы заявки требованиям закона; идентификация заявителя и предупреждение его об ответственности за заведомо ложное обвинение; заявление поступило в органы власти, которые обязаны осуществлять уголовное преследование.

 б) законное основание для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении при соблюдении следующих условий: сообщение получено из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
Наряду с законностью повода при принятии решения о возбуждении уголовного дела важна основа для возбуждения уголовного дела - наличие достаточных доказательств в подтверждение доказательств преступления (часть 2 статьи 140 УПК РФ). По мнению некоторых ученых, причиной возбуждения уголовного дела являются два неразрывно связанных требования: достаточные данные о совершенном преступлении.

Таким образом, причина для возбуждения уголовного дела описывается как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической стороны (достаточность доказательств)[31].

С вопросом о достаточности доказательств для возбуждения дела встает вопрос о наличии (отсутствии) необходимости проверки сообщений о совершении преступления. Результаты анализа материалов заранее проведённых проверок дают основание сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев заявления не содержат достаточных данных для возбуждения уголовного дела. По этой причине, то или иное решение обычно принимается из вышеупомянутых; ему предшествует проверка отчета о преступлении с целью установления наличия (отсутствия) каких-либо фактических доказательств возможного совершенного (готовящегося) уголовного преступления, то есть судебных признаков анализируемого преступления.

С учетом вышеизложенного, а также с учетом того, что субъект преступления по ст. 285 УК РФ, специальным (он является должностным лицом, признаки которого сформулированы в примечании 1 к указанной норме), одной из важнейших задач проверки отчета о злоупотреблении служебными полномочиями является установление правового статуса лица, которое могло совершить указанное деяние. Правовой статус сотрудника правоохранительных органов определяется типом правоохранительного органа, его целями и задачами, определенными федеральным законом и указанными в соответствующих нормативных правовых актах. Присутствие субъекта данного преступления имеет правовой статус сотрудника правоохранительных органов: 1) факт наличия профессиональной деятельности на эту тему в правоохранительных органах; 2) соблюдение установленного порядка назначения физического лица на должность; 3) субъект имеет юридические полномочия уполномоченного лица.
Исходя из этого, учреждение подчиняется следующим обстоятельствам:
- создание совершенного действия (бездействия), нарушение прав и законных интересов граждан (граждан) или (организаций), а также интересов общества и государства, охраняемых законом;

- является ли указанное лицо сотрудником правоохранительных органов, у которого имеются законные полномочия;
- когда и кем лицо было назначено на должность и наделено указанными функциями;
- было ли назначение этого лица осуществлено в соответствии с требованиями законодательства. Исходя из вышеизложенного и, учитывая результаты исследования,
полученные в ходе изучения практики уголовного судопроизводства по
Злоупотребление служебными полномочиями со стороны сотрудников правоохранительных органов и судебно-медицинской экспертизы, независимо от характера следственной ситуации, возникающей в процессе возбуждения уголовного дела, основными средствами проверки информации, содержащейся в отчете о данном преступлении, являются:

а) изучение и исследование следующих документов:
- законодательные и иные нормативно-правовые акты, определяющие цели, задачи и функции конкретного правоохранительного органа (Федеральные законы «О Следственном комитете Российской Федерации», «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации»). Соответствующие ведомственные документы:

- определение сроков и характера служебных прав и обязанностей указанного сотрудника правоохранительных органов (должностная инструкция);
- свидетельство присутствия указанного работника в определенном месте в определенное время (график работы).
б) осмотр места происшествия с целью установления ситуации, способа совершения преступления, выявления следов противоправного деяния для решения вопроса о наличии или отсутствии факта злоупотребления властью и его связи с последствиями;

в) получение объяснений от лица, в отношении которого возможно вмешательство, очевидных указанных событий, руководитель структурного подразделения правоохранительных органов;

г) при нужде изъятие и получение образцов (почерк, подпись, оттиск печатей и т. д.) для сравнительного исследования, предварительной экспертизы документов (с целью выявления возможных несоответствий и противоречий в тексте документа и между его детали; признаки полной или частичной фальсификации - дополнения, травление, очистка, техническая фальсификация подписей и оттисков печатей, внесение других изменений в документ; установление признаков автора текста документа).

Результаты анализа судебно-следственной практики позволяют выявить три типичные следственные ситуации, возникающие на этапе возбуждения уголовного дела сотрудником правоохранительных органов по факту злоупотребления служебными полномочиями, характеристики которого определяют такие обстоятельства как источник информации, характер имеющихся данных и время, прошедшее с момента совершения преступления:

1. Основными материалами является заявление или жалоба потерпевшего (гражданина или представителя юридического лица) на злоупотребление служебными полномочиями сотрудником правоохранительных органов. Эта следственная ситуация характеризуется тем, что, во-первых, лицо, совершившее незаконные действия, неизвестно, а во-вторых, с момента происшествия должно пройти не более двух недель.

Комплекс мер проверки, проводимых в данной ситуации:

- получение объяснения заявителя по существу заявления и очевидцев происшедшего события;

- организация проверки как источника информации, так и ее содержания

      - идентификация личности сотрудника правоохранительного органа.

- установление отношений указанного сотрудника правоохранительного органа с заявителем для исключения любой оговорки;

-   истребование графика дежурств, постовых ведомостей, сведений о лицах, дежуривших в период времени, интересующий следствие;

-   истребование журналов учета или их заверенных копий (с учетом особенностей документооборота в определенном правоохранительном органе), подтверждающих (опровергающих) необоснованность деяний работника правоохранительного органа

 

- Приобретение разъяснений работника правоохранительного органа, его коллег, управляющего структурного подразделения определенного правоохранительного органа;

- осмотр места, в ходе которого постановить вопрос об изъятии записей камер видеонаблюдения и нужных документов, подтверждающих (опровергающих) необоснованность деяний работника правоохранительного органа.

2. Основание первичных данных о злоупотреблении должностными полномочиями работника правоохранительного органа, с момента которого прошло значительное время (месяц и более) составляют: 1) материалы проверки надзорного органа; 2) результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых в данной следственной ситуации:

- изучение, анализ и оценка материалов, которые были использованы ради проверки контролирующего или надзорного органа либо результатов ОРД. При наличии в них достаточных данных, предписывающих на основание анализируемого правонарушения, немедленное возбуждение уголовного дела. При неимении таковых данных или их недостаточной полноте проведение следующих мероприятий:

- получение разъяснений лица (лиц), в отношении которого, было произведено злоупотребление и очевидцев произошедшего события;

- приобретение разъяснений работника правоохранительного органа, его коллег, управляющего структурного подразделения определенного правоохранительного органа;

- выборочный опрос лиц незаинтересованных в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Первичная информация о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, с даты совершения которого прошел значительный период времени (более месяца), выявленная в ходе расследования иного преступления.

Эта следственная ситуация характеризуется тем, что информация о происшедшем событии, содержит основания рассматриваемого преступления и лицах, причастных к нему находятся в материалах уголовного дела.

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых в данной следственной ситуации:

- изучение, анализ и оценка информации, обнаруженной при расследовании иного правонарушения и которая была использована в материалах уголовного дела;

- проверка соблюдения требований ст. 154, 155 УПК РФ при выделении в
отдельное производство материалов уголовного дела либо выделении уголовного дела;

- дополнительные выборочные опросы потерпевших и осведомленных о правонарушении лиц, нацеленные на уточнение событий происшедшего преступления.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что задача проверки сообщения о преступлении заключается в установлении любых фактических данных, которые могу свидетельствовать о совершенном действии. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа необходимы следующие основания:

- факт наступления последствий, указанных в ст. 285 УК РФ (нарушение прав и законных интересов гражданина (граждан) или организации (организаций) либо охраняемых законом интересов общества и государства);

- факты, свидетельствующие о том, что конкретное действие (бездействие): а) повлекло наступление этих последствий; б) совершено должностным лицом правоохранительного органа;

- факты, свидетельствующие об использовании указанным должностным лицом своих служебных полномочий против интересов службы в конкретном правоохранительном органе;

- факты, свидетельствующие о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого должностного лица и наступлением последствий, указанных в ст. 285 УК РФ;

- факты, свидетельствующие о том, что данное лицо действовало (бездействовало) из корыстной или иной личной заинтересованности.

На основании результатов оценки отчета о преступлении может быть принято решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. При чем наряду с этим все утверждения, содержащиеся в описательной и резолютивной части постановления, должны быть обоснованными, а принимаемое процессуальное решение — вытекать из обстоятельств, признанных установленными и отраженных в описательной части документа. Несоблюдение этих требований влечет как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, так и его возбуждение без достаточных на то оснований.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: