double arrow

Договор коммерческой концессии (договор френчайзинко)


Франчайзор должен с самого начала подготовить франчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его.

Если кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как не совсем совершенный. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.

Договор коммерческой концессии обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.

Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.

Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены франчайзинга следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься в том виде, в каком есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.

Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет дело с тремя этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.

Ø Первый этап. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.




Ø Второй этап. Этот этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.

Ø Третий этап. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин, например одна из сторон нарушила положения договора.

Каждый этап взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должн быть оговорен в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.

Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.

Франчайзинговый договор должен содержать пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.



Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.

Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.

Многие договоры коммерческой концессии предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться, и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.

Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.

Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.

Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.

Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому франчайзи может открыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.

Договор коммерческой концессии включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.

Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Например:

Ø Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.

Ø Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.

Ø Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Договор коммерческой концессии также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.

Нет смысла рассматривать все требования франчайзингового договора, так как они отличаются в зависимости от типа бизнеса.



Библиография

 I. Основная литература

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II глава 34);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III глава 54);

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 139);

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II статьи 257-259, 264-265, 269,272, 309-310, 346.5, 346.13);

5. Федеральный закон №395-1 от 02.12.1990г. (в ред. От 29.07.2004г.) «О банках и банковской деятельности»;

6. Президентский указ от 17.09.1994г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (утратил силу);

7. Инструкция Государственной налоговой службы №10 от 07.04.1992г. «О порядке налогообложения доходов банков» (утратила силу);

8. Письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации №ВГ-6-02/800 от 06.06.2002г. «О признании утратившими силу писем Государственной налоговой службы России и МНС РФ в связи с введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

9. Постановление Правительства РФ №1020 от 03.09.1998г. (в ред. 06.06.2002г.) «О предоставлении государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)»;

10. Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998г. (с изм. от 29.01.2002г. и 23.12.2003г.) «О финансовой аренде (лизинге)»;

11. Постановление Госкомстата РФ №209 от 04.11.2002г. «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

12. Федеральный закон №24-ФЗ от 20.02.1995г. (в ред. От 10.01.2003г.) «Об информации, информатизации и защите информации».

 

II. Дополнительная литература

1. Г. Шапкина. Договор аренды – «Хозяйство и право» №7, 2003г.

2. К. Сусанян. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами - М., 1992;

3. Б.Д. Завидов. Договор аренды в современном гражданском праве России – ИПС «Консультант Плюс3000», 2004г.;

4. В.С. Мельников. Лизинговые сделки – «Современное право», №2, 2004г.;

5. А.Н. Харин. Залог предмета лизинга – «Современное право», №9, 2003г.;

6. Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина. Обзор законодательства об иностранных инвестициях – «Право и экономика», №3, 2003г.;

7. В.В. Витрянский. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М.: Статут, 1999г.

8. В.В. Белов, Г.В. Виталов, Г.М. Денисов. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999г.;

9. В. Погуляев. Коммерческая тайна и ноу-хау – «ЭЖ - Юрист», №18, 2004г.;

10. И.Зенин, Е.Моргунова, В. Погуляев. Что такое информация и как ее защищать – «Закон», №12, 2002г.;

11. А.П. Сергеев. Право интелектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание 2, переработанное и дополненное – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001г.;

12. И. Рыкова. Коммерческая концессия – франчайзинг? - Оборудование, рынок, предложения, цены (приложение у журналу «Эксперт») №2, 2001г.;

13. О.А. Орлова. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров. – «Законодательство и экономика», №6, 2003г.;

14. Ю.В. Романец. Система договоров в гражданском праве России, М., 2001г.;

15. А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская. Коммерческое право. Учебник – СПб, 1997г.;

16. В. Евдокимова. Франшиза и договор коммерческой концессии – «Хозяйство и право» №12, 1997г.;

17. Н.А. Зорин. Популярно о коммерческой концессии – «Современное право», №2, 2002г.

 

 


1 Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами .- М., 1992


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: