Рождение жанра театрализованного концерта в творчестве режиссеров первой половины ХХ ст

 

  Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище – одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах.

  На рубеже XIX - XX веков поиски и новации в освоении театрального пространства активно продолжаются.

   В конце ХIХ начале ХХ веков на первый план в жизнедеятельности выдвигается фигура режиссера. При постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ режиссер становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса [18, с. 235].

  Антология режиссуры в европейском театре XX века запечатлела десятки имен выдающихся мастеров сцены. Среди них в первую очередь следует назвать подлинных экспериментаторов и реформаторов, неизбежно выходивших на просторы огромных сцен, амфитеатров и площадей. Макса Рейнхардта (Германия), Фирмена Жемье (Франция), Всеволода Мейерхольда (Россия), Константина Марджанова (Россия, Грузия), Николая Петрова (Россия), Леся Курбаса (Украина), Эрвина Пискатора (Германия).[14, с. 63]

   В России монументальные и грандиозные массовые зрелища возникли после революции 1917 года и стали играть огромную роль в искусстве.

Массовые зрелища 1918-1920 годов – характернейшее явление искусства и культуры тех лет.[1, с. 136]

Постановками массовых зрелищ занимались лучшие театральные режиссеры: Вс. Мейерхольд, К. Марджанов, Н. Охлопков.

В массовых зрелищах, поставленных в первые три года после революции 1917 года, использовалась не только определенная двухполюсная схема деления мира и общества, но и выработана своя символика. В массовых действах использовалась символическая фигура пролетария огромного размера, эмблемы орудий труда пролетариев, куски колючей проволоки как символы закрепощения.[15, с. 168]

  Театрализованный концерт является одним из видов массового зрелища и изначально не выделяется как отдельный вид эстрадного искусства.

Насыщенные революционным содержанием концерты 1920-х годов сыграли позитивную роль в воспитании нового человека.

В конце 1920 годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. [4, с. 37]

   Театрализованные концерты организовываются в различных городах СССР с первых лет Октябрьской революции. В 1920 в Москве, Киеве, Иванове, Тбилиси, Самарканде и др. городах проводились концерты к 10-летию революции. Большое массовое гулянье было проведено в 1930 в Москве в центральном парке культуры и отдыха в дни 16-го съезда ВКП (б). В 1934 в Москве и Ленинграде состоялись Т. п. «Славим подвиг» — в честь возвращения челюскинцев и спасавших их советских лётчиков.

Театрализованный концерт был частью этого массового гулянья.

1930 годы ознаменовались большим подъемом культурного уровня трудящихся. Невиданный размах приобрело вовлечение масс в занятия искусством. Массовые празднества выступают теперь как одна из важнейших форм идейно-политической организации и самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, трудящихся. [16, с.126]

Изначально, театрализованный концерт предстает перед зрителем того времени как массовые гулянья. Эта традиционная народная форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности. Массовые гулянья, с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами становятся комплексной формой культурного отдыха народа. Распространенным видом народных гуляний в те годы были – тематические гулянья. Во время этих гуляний оформление парка или стадиона подчинялись основной теме праздника. Широкой популярностью пользовались праздники профессий – массовые гулянья работников, заводов и фабрик; в них принимали участие не только рабочие и служащие, но и члены их семей. [5, с. 49]

Так же театрализованный концерт выражался в форме театрализованного митинга, которые пользовались популярностью в самом начале 1930 годов. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов.

Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 1930-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 1920-е годы. Зародившиеся во второй половине 20-х годов ХХ-го века, советские театрализованные праздники утвердились как форма массового искусства в годы первых пятилеток. Театрализованный концерт являлся частью театрализованных праздников. Именно тогда определились его основные принципы: четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; и художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей. Основными из черт были: революционное содержание и политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение тысяч участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие. Опыт 30-х годов показал, что театрализованный праздник в парке (в городе) проводимый, как правило, на большой территории и рассчитанный на большую аудиторию, состоит из многих художественных программ, организуемых на открытых сценах, террасах, балконах, аллеях, площадях, полянах, прудах и т. д. Тематически и художественно цельные, сами по себе эти программы являются в то же время частями всей постановки. Задачу объединения разнообразных программ и художественных средств в единое целое выполняет общий сценарий и режиссура.[21, с. 34]

Особое место среди массовых форм театрального искусства театрализованный концерт приобретает в 30-е гг. при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и других мероприятий. Он состоял из отдельных тематически связанных номеров.

  Крупнейший режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и концертов на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ». Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в воплощении интеллектуально-философских идей. Сочетая в трактовке драматических произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонами с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью, и в практической, и в научно-теоретической работе Товстоногов стремился к разрешению общетеатральных, общекультурных проблем.[21, c. 36]

  В послевоенные годы в этом парке устраивались театрализованные концерты, посвящённые 800-летию Москвы (1947) и др.

В организации были и недостатки: сказывалось отсутствие опыта и традиций, не всегда удачными были и некоторые эксперименты, проводившиеся в поисках нового. Но, бесспорно, в целом эти зрелища были большим достижением в деле приближения искусства к народу, вовлечение масс в активный культурный отдых.[21, с. 37]

В 20-е годы известный советский режиссер Н. В. Петров стал одним из постановщиков волнующих массовых представ­лений «К мировой коммуне», «Десятилетие Октября», которые Ромен Роллан назвал «изумительным цветением Революции». Замечательный сценарий театрализованного действия на Крас­ной площади в честь III конгресса Коминтерна дошел до нас в творческом наследии известного деятеля советского театра

К. Марджанова. С постановки агитационного представления в Иркутске в самый разгар боев гражданской войны начинал свой путь другой талантливый режиссер — Н. П. Охлопков. [19, с. 1]

  В первые годы Великой Октябрьской социалистической ре­волюции на берегах Невы замечательные художники и режис­серы С. Радлов,

К. Марджанов, Н. Петров и другие создавали праздники, которые сыграли огромную роль в формировании эстетических понятий нового искусства, перестраивали, обновляли привычные формы, оставшиеся от буржуазной культуры. Таким образом, история искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой. [19, с. 3]

  Театрализованные концерты в 1930-е годы выражали эмоционально-психологические, культурно-бытовые и другие потребности трудящихся, соответствовали задачам формирования и дальнейшего развития социального общества.[22, с. 35]

Подводя итог мы видим, что театрализованный концерт с самого начала выступал как одно из частей массового эстрадного искусства и только после 30-х г. начал развиваться как отдельный вид эстрадного концерта.

Режиссеры этого времени только начинают отходить от стандартного театрального мышления и развиваться в потоке различных эстрадных средств. Так как это было новаторство, отсутствие опыта и традиций, некоторые эксперименты заканчивались неудачей. Некоторые театральные режиссеры, например Лесь Курбас, Всеволод Мейерхольд, вводили в свои спектакли эстрадные элементы, тем самым отходя от закономерного построения спектакля. Этим они завлекают зрителей, притягивая своей новизной и необычностью, но при всем этом новаторстве не все спектакли этих режиссеров были поняты и осмыслены зрителями.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: