Город Молотовск накануне войны

Историческая справка

 

Город Северодвинск – город Молотовск

1941–1945

Город Молотовск накануне войны

31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР               на основании проведенных изысканий приняли постановление № 0-137сс                        о строительстве в районе Никольского устья Северной Двины Архангельского судостроительного завода, который должен был в дальнейшем стать головным                в ходе реализации Программы крупного морского судостроения страны. Именно здесь предполагалось строить самые крупные в мире линкоры.

Первые строители будущего судостроительного завода оборонного назначения № 402 прибыли на пустынный берег Белого моря на пароходе               «Иван Каляев» в июне 1936 года.

1 апреля 1937 года постановлением ВЦИК новый населенный пункт                   при судостроительном заводе в Приморском районе Северной области был отнесен к категории рабочих поселков. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР               от 11 августа 1938 года рабочий поселок Судострой получил статус города                    под названием Молотовск (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года город Молотовск переименован в город Северодвинск) [1].

Одновременно с ростом строительства и производственной деятельности крупного судостроительного завода № 402 (ныне АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») строились первые улицы с бараками и жилыми домами, социальные объекты, подсобные предприятия (бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции).

Накануне войны начала работать ТЭЦ. Действовал ремонтный завод строительства № 203 наркомата внутренних дел.

В городе проживало 25 тысяч жителей. К 1941 году в городе функционировали семь школ, драматический театр, три библиотеки, два рабочих клуба, Дом пионеров. Открыто автобусное движение. В городе было                            600 деревянных зданий, уже начато каменное строительство – построены                        5 кирпичных зданий.

 

Первый день войны. Мобилизация

День 22 июня 1941 года приходился на воскресенье. Это был единственный выходной. На этот день было намечено проведение 2-го этапа Всесоюзной легкоатлетической эстафеты. К 10 часам утра на площади у драмтеатра по улице Советской собрались юноши и девушки. Как удивились участники соревнований, когда, прибежав к финишу, они не увидели ни зрителей, ни членов судейской комиссии.

Вскоре из репродуктора раздался голос наркома иностранных дел                    В.М. Молотова. Из его речи граждане всей страны узнали, что началась война…

Сразу после сообщения о начале войны люди начали писать заявления                  в военкомат, горком ВКП(б), горком ВЛКСМ с просьбой призвать их на фронт  добровольцами. В первые дни войны было написано 318 таких заявлений. За годы Великой Отечественной войны Молотовским военкоматом были сформированы                       27 воинских подразделений, в том числе:

- 296-й запасный лыжный полк начал формироваться в сентябре 1941 года. Полк занимался отправкой на фронт отдельных лыжных батальонов. Бойцов обучали обращаться с оружием, а также учили ходить на лыжах – пехоте                         в Карельских лесах удобнее передвигаться на лыжах;

- 13-я отдельная лыжная бригада формировалась в сентябре 1942 года.                  В декабре 1942 года она была отправлена на Волховский фронт во 2-ю ударную армию. Там бригада участвовала в боях по прорыву блокады Ленинграда;

- 169-я курсантская стрелковая бригада;

- 33-й запасный стрелковый полк;

- 185-й стрелковый полк;

- 310-й пушечно-артиллерийский полк;

- 1234-й пушечно-артиллерийский полк;

- 2 батальона народного ополчения;

- истребительный батальон;

- 583-я рабочая колонна;

- эвакогоспитали № 1142, 2522, 4870, 4871.

Для защиты воздушных рубежей были сформированы:

- 81-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион;

- 34-я отдельная береговая артиллерийская батарея.

К осени 1941 года в подразделениях народного ополчения Молотовска состояло 3460 человек [2].

По состоянию на 1 июня 1941 года коллектив завода № 402 насчитывал 5700 человек. В первые месяцы войны ушли на фронт 2500 работников завода.                     В 1941-1945 гг. на фронт было призвано 4260 работников завода № 402,                      из них 1512 погибли или пропали без вести [3].

Всего за годы войны военкоматом Молотовска призваны по мобилизации 17517 человека, 4772 из них полегли на полях сражений или пропали без вести [4].

Деятельность судостроительного завода № 402 в годы Великой Отечественной войны

Государственный Комитет Обороны постановил перевести экономику страны на военные рельсы. Особая роль в выпуске продукции для фронта отводилась предприятиям оборонной отрасли. В их число входил и завод № 402.

Великая Отечественная война нарушила грандиозные планы корабелов, изменилась судостроительная программа завода. В первом квартале 1941 года                в постройке находились крупнейшие линкоры «Советская Белоруссия»                         и «Советская Россия», 6 эсминцев проекта 30. В 1941 году планировалось заложить еще 6 эсминцев проекта 30.

Приказом директора завода № 402 с 27 июня 1941 года цехи были переведены на двухсменную работу – каждая по 11 часов. Завод перестраивал свою работу на изготовление продукции для нужд фронта.

Строительство линкоров и эсминцев было приостановлено, а строительство самого завода практически прекращено. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 13 августа 1941 года предписывалось строительство больших морских охотников за подводными лодками проекта 122А, которые предназначались для борьбы с вражескими субмаринами на относительно небольшом удалении от баз.

Директором завода С.Н. Задорожным, назначенным на эту должность незадолго до войны, и главным инженером Я.В. Вердниковым была развернута подготовка производства к постройке этих кораблей на открытых стапелях. Несмотря на все трудности, осенью состоялась закладка четырех больших морских охотников.

Первоначально предполагалось строить морские охотники по сварному варианту, но это оказалось невозможным в условиях войны. Чертежи были переработаны со сварного на клепаный вариант. На одном из охотников был осуществлен окончательный монтаж линии валопровода на стапеле, а не на плаву. Сложности по строительству – нехватка материала, несовершенство технологии были преодолены к концу 1943 года. Успеху корабелов сопутствовали творческий поиск и смелые идеи заводских специалистов.

На третий год войны со стапелей начинают сходить корабли. Первый большой морской охотник проекта 122А «Штурман» спущен на воду в сентябре 1943 года и после проведения государственных испытаний в мае следующего года вступил в боевой строй флота. В конце июня флоту передан большой морской охотник «Кировец». А в июле состоялась сдача сразу двух кораблей. Всего за годы войны построено и передано Северному флоту двенадцать больших морских охотников за подводными лодками. В 1945 году завод № 402 являлся единственным в стране, изготавливающим корабельные артиллерийские башни [5]. В августе 1944 года был спущен с наклонного стапеля на воду эсминец проекта 30 «Осмотрительный». Это была трудовая победа конструкторов завода, которые выполнили расчет бокового спуска корабля. До этого в стране корабли такого большого водоизмещения этим способом не спускали.

Наряду со строительством кораблей завод приступил к производству продукции, крайне необходимой фронту и флоту: емкости под жидкое топливо             и бензин, головки и корпуса бронебойных снарядов БС-76 мм (360000 ед.), фугасные авиабомбы ФАБ (283000 ед.), минные тралы разных конструкций             (25000 ед.), понтоны, взрыватели для глубинных бомб (54000 ед.), артиллерийские башни, гребные винты (51 ед.), якоря Холла (37 ед.), мостовые железнодорожные конструкции, автобензоцистерны (500 ед.) и многое другое. Помимо основной продукции на фронт отправлялись саперные лопаты, солдатские котелки                 (961000 шт.) и кружки. Изготавливались миски, тазы, кровати, ведра, для нужд сельского хозяйства было изготовлено более 500 тысяч единиц запчастей                    для тракторов и другое мелкое оборудование [6].

В связи с оккупацией Николаева и блокадой Ленинграда, где производились минные тралы, их производство было организовано в Молотовске на заводе № 402, который стал основным поставщиком тралов для противоминной защиты боевых кораблей и судов страны. В специальной директиве наркома судостроительной промышленности И.И. Носенко отмечалось, что «завод № 402 является                          в настоящее время единственным заводом, который должен обеспечить флот                 в нужном количестве тральным оружием» [7]. Изготавливались тралы                             в специально организованном производстве. В срочном порядке пришлось разворачивать сложное производство с тросами, резаками, поплавками, параванами и прочими компонентами контактных тралов. С четвертого квартала 1942 года изготовление морских минных тралов достигло двух с половиной тысяч комплектов. К середине 1943 года завод выпускал 35% тральной продукции        страны [8].

Как и на другие предприятия судостроительной отрасли, не попавшие в зону ведения боевых действий, в Молотовск эвакуировались заводы ленинградской                 и южной групп. В соответствии со схемой эвакуации судостроительных                          и судоремонтных предприятий Наркомсудпрома в 1941 году подлежали частичной эвакуации на завод № 402 заводы № 189, 194, 196, 363, 370 из Ленинграда и завод № 198 из Николаева [9]. В сентябре 1941 года с ленинградского завода № 189 им. С. Орджоникидзе в Молотовск прибыли для достройки подводные лодки Л-20 и Л-22 (подводные минные заградители), а для руководства работами были направлены специалисты из Ленинграда [10]. К осени 1942 года обе лодки Л‑20 и Л‑22 вошли в состав Северного флота. Так корабелы получили первый опыт подводного судостроения.

Подводные лодки принимали активное участие в Великой Отечественной войне, ведя поисковые и минно-заградительные действия на коммуникациях противника. Командир Л‑20 капитан 3 ранга В.Ф. Тамман занял первое место среди командиров подводных лодок по объему вражеского тоннажа, отправленного              на дно. Подводная лодка Л‑22 совершила 12 боевых походов и была награждена в июле 1945 года орденом Красного ‌Знамени.

Практически с самого начала войны Молотовск стал крупнейшей судоремонтной базой транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.             С этой целью в 1942 году был организован специальный отдел судоремонта и создана четкая и гибкая система проведения судоремонтных работ.

Проводился ремонт иностранных и советских судов, получивших повреждения. С огненного маршрута северных конвоев суда приходили израненными вражескими бомбами, торпедами, помятыми и поврежденными штормами   и морскими льдами. Ставилась задача в кратчайший срок восстановить эксплуатационные и мореходные качества судов.

Не было случая, чтобы завод сорвал сроки ремонта. В Молотовск на ремонт прибыл танкер «Азербайджан», покрывший себя славой в ходе конвоя PQ-17.                В корпусе судна зияла дыра настолько большая, что в нее мог бы свободно проехать грузовик. Чтобы залатать громадную пробоину, судоремонтникам было отпущено шесть дней, им удалось исправить кормовую часть танкера за пять дней. «Азербайджан» вовремя ушел на трассу Севморпути, чтобы соединиться                       с очередным внутренним караваном. Серьезным испытанием для завода стало возвращение в строй бывшего американского транспорта «Ironclade», позднее судно получило наименование «Марина Раскова». Самым большим по объему был капитально­восстановительный ремонт сторожевого корабля «Бриллиант», который был поврежден в бою немецкой бомбардировкой и потоплен, поднят аварийно-спасательной службой Северного флота и доставлен на завод № ‌402.

Ледоколы обеспечивали эксплуатацию Северного морского пути и ледовую проводку транспортов союзных конвоев с грузами по ленд-лизу через Белое море            в зимнее время. В течение 1941-1942 гг. в Молотовске постепенно были сосредоточены почти все отечественные ледоколы: «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «А. Микоян», «Л. Каганович», «Монткальм», ледоколы № 6 и № 8, ледокольный пароход «Г. Седов», ледорез «Ф. Литке» и 6 ледокольных                 буксиров [11]. В октябре 1941 года  правительством было принято специальное решение о вооружении ледоколов,  и заводу № 402 поручалось произвести переоборудование ледоколов «И. Сталин»  и «Ленин» к 1 декабря, а «Ф. Литке»             и «С. Дежнев» – к 15 декабря 1941 года. Переоборудование ледокола «И. Сталин» было закончено в конце декабря 1941 года, остальных – в первые месяцы 1942 года [12]. Ремонтные работы завод продолжал выполнять в течение всей войны на судах ледокольного флота.

Попавший в январе 1942 года в районе горла Белого моря под интенсивную бомбардировку, «И. Сталин» был восстановлен за полтора месяца. Гитлеровский миф о гибели крупнейшего советского ледокола был развеян.

Завод укреплял ремонтную базу для кораблей Северного флота. Не имея              ни докового оборудования, ни достаточного количества причалов, выполнял              все текущие и аварийно-восстановительные ремонты. Летом 1942 года усилиями судокорпусников был отремонтирован эсминец «Громкий», получивший тяжелейшие повреждения. Восстановленный корабль провел ряд успешных боевых операций, за что был удостоен ордена Красного знамени. Заводские специалисты дали вторую жизнь эсминцам «Куйбышев» и «Урицкий», сторожевому кораблю «Сапфир», четырем тральщикам, плавбазе «Память Кирова» и многим другим кораблям.

К судоремонту привлекалось большое количество рабочих. Так, в 1943 году в судоремонтных работах участвовало 720 рабочих основного производства                  из общего числа 1936 человек [13].

Функционирование завода, порта, предприятий городской инфраструктуры обеспечивала теплоэлектростанция. ТЭЦ дала первый промышленный ток                     26 марта 1941 года, накануне войны. 25 сентября 1941 года строительство № 203 НКВД СССР передало ТЭЦ заводу. Теплоэлектростанция поставляла электроэнергию на предприятия не только Молотовска, но и Архангельска.

Ударившие в начале 1941 года морозы осложнили поставку угля на ТЭЦ. Кроме того, были заморожены 2 паровоза, несколько кранов. На несколько часов от подачи электроэнергии были отключены производственные цехи завода. Был нанесен колоссальный ущерб. И не раз в 1941 году запаса угля хватало                            на несколько часов работы. С трудом удавалось создать запас угля в две тысячи тонн.

Тяжелое военное лихолетье стало тем временем, когда закладывались лучшие трудовые традиции: развивалось стахановское движение, осваивались смежные профессии, создавались комсомольско-молодежные бригады, которые боролись за звание фронтовых. В них работала в основном молодежь, выпускники ремесленных училищ. По словам директора завода С.А. Боголюбова,                 «завод-гигант, к тому же невероятно недостроенный везде и во всем, располагал 6000 мальчишек и девчонок по 50% каждого пола, в возрасте от 15-18 лет                        с трехмесячным образованием ФЗО…». Так формировался производственный коллектив завода, который, несмотря на все трудности, выстоял и был готов к новым трудовым ‌свершениям.

Среди лучших – фронтовые бригады И.М. Бабака, И.М. Максимова,                  И.В. Телепнева, П.Е. Чистокина, В.В. Барболина и многие другие. Бригады брали на себя обязательства совмещать профессии, уплотнять рабочий день, максимально повышать производительность труда. К концу 1944 года на заводе работало               285 комсомольско-молодежных бригад, 54 из них носили почетное звание «фронтовых». Стахановцев и ударников было более 1500 человек [14].

 

Молотовский порт. Поставки по ленд-лизу

Первый конвой PQ-0 в составе 7 судов прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Его обработка показала, что Архангельский порт, ориентированный прежде всего на лесоэкспорт, не был приспособлен к одновременному приему большого количества глубокосидящих судов. Требовалась срочная реконструкция двух из пяти участков Архангельского порта, которые предназначались                        для импортно-экспортных операций, – Бакарицы и Экономии. Осенью 1941 года начать прием крупнотоннажных судов смогла только Бакарица, причалы которой соединялись с железной дорогой. В этих условиях Архангельский порт мог обрабатывать одновременно только 5 судов, поэтому было принято решение              о его реконструкции и создании разгрузочного участка в Молотовске, который располагался на берегу Белого моря и имел более благоприятные условия                  для навигации в зимнее время [15].

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 17 сентября 1941 года              и постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 ноября 1941 года предписывалось организовать на западных причалах завода № 402 порт                       для разгрузки судов. Порт  Молотовска стал шестым участком Архангельского морского торгового порта.

Возводился морской порт, способный принимать крупнотоннажные транспорты караванов союзников антигитлеровской коалиции. Решалась стратегическая задача – обеспечение круглогодичной навигации на Белом море. Были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс             с нефтебазой и бункерами для угля, 11,5 км железнодорожных путей, склады, навесы, открытые площадки, служебные и жилые помещения. Порт был оснащен восемью портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, четырьмя железнодорожными кранами грузоподъемностью до 35 тонн, двумя плавкранами грузоподъемностью 45 и 150 тонн. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы [16].

Заводом № 402 была оперативно выполнена задача создания на территории порта базы для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых военному и гражданскому флоту. В кратчайший срок завод построил четыре нефтяных бака (три емкостью по 2200 куб. м и один – 2940 куб. м), два грузовых судна были переоборудованы под береговые танкеры, корпуса еще трех судов были зарыты в грунт и превращены в хранилище мазута [17].  

Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальными трудностями.

26 ноября 1941 года порт Молотовска принял первое судно союзного            конвоя – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, уже оборудованному насосной             и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо                               на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег тонны авиационного бензина, столь нужного фронту. Всего в 1941 году через порт Молотовска прошло 36200 тонн импортных грузов и 7410 тонн бензина [18]. В дальнейшем нефтебаза Молотовска станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белом море. Порт Молотовска принял не менее                  15 танкеров с грузом порядка 150 тысяч тонн. Кроме союзных конвоев Молотовский порт принимал и отправлял суда внутренних конвоев.

Исключительно важное значение Молотовска заключается том, что в годы войны здесь был организован морской порт, где разгружалось большее количество пришедших по северному пути союзных караванов, чем на других участках Архангельского морского порта, и создана крупная судоремонтная база военного, ледокольного и транспортного флота на заводе № 402. Приходившие                               в Архангельский морской торговый порт корабли нуждались в межрейсовом ремонте. В ноябре-декабре 1941 года это было вызвано тяжелыми ледовыми условиями в Белом море, в дальнейшем добавились активные действия противника. В течение всей войны ремонт кораблей из союзных караванов оставался важнейшим направлением в работе завода № 402.

Весной 1942 года  объем поставок по ленд-лизу значительно вырос,                       северный маршрут по-прежнему оставался основным в обеспечении их доставки.         К этому времени Германия значительно активизировала свои действия в северных водах и серьезно угрожала союзным конвоям. До мая 1942 года конвои с PQ-7                    по PQ-15 принимались в Мурманске. Для того, чтобы выдержать график поставок, Государственный Комитет Обороны 2 марта 1942 года принял постановление              № 1430-с о продолжении реконструкции Архангельского порта, после которой,               к навигации 1942 года, пропускная способность Молотовского участка составила             5-6 судов в сутки [19].

Кроме этого, в Архангельском морском торговом порту был проведен ряд организационных мероприятий, которые позволили повысить эффективность разгрузки. Были организованы стивидорные бригады, обрабатывающие судно              от начала до конца, созданы постоянные складские группы соответственно количеству стивидорных бригад, установлены единая сменность для всех звеньев, участвующих в перегрузочном процессе, и 12-ти часовой рабочий день                         без перерывов. Аппарат порта, соприкасавшийся в работе с железной дорогой,            был организован соответственно структуре дорожного аппарата, был установлен строгий график подачи, погрузки и вывода подвижного состава. В связи                         с предстоящим расширением работ с иностранными кораблями охрана портовых участков была передана в НКВД. На весь работающий состав и на назначаемый вновь в отделах кадров были составлены личные дела с полными характеристиками и представлены в органы НКВД. К работе портовики допускались только после получения уведомления о разрешении со стороны органов НКВД, был разработан строгий режим допуска на территорию порта,             не допускались к работе с караванами союзников заключенные лагерей [20].

В марте 1943 года отправка конвоев северным маршрутом вновь                     была приостановлена до осени, основной поток грузов шел через Персидский залив                и Дальний Восток. В общем объеме поставок в СССР доля грузов, перевезенных северными конвоями, упала с 61% в середине 1942 года до 16% к концу                   1943 года [21]. И если в 1942 году в Архангельский морской торговый порт было доставлено 265166 тонн импорта, то в 1943 году – 198824 тонны. Молотовск                   к концу 1943 года по объему работ превзошел все участки Архангельского морского торгового порта. В порту Молотовска было обработано 64,7% всех импортных грузов, доставленных в Архангельский морской торговый порт                       в 1943 году (в 1941 году доля Молотовска в обработке импорта составила 15,6%,              в 1942 году – 40,7%) [22].

В 1944 году объем поставок, направлявшихся в СССР по ленд-лизу, значительно вырос. Увеличилось и количество грузов, доставляемых северным маршрутом, – до 1452775 тонн, что составило 23,4% от общего объема [23]. Соответственно, в 1944 году Архангельский порт принял самое большое количество грузов по ленд-лизу. Караваны приходили каждый месяц, исключая период с мая по июль – это были беломорские группы конвоев с JW-56 по JW-62 [24]. Начальником Молотовского порта в это время был назначен М.Ф. Причерт, который до этого руководил Экономией. Во многом благодаря                                      его организаторским способностям удалось наладить эффективную работу порта            в 1944 году в условиях возросшего потока импортных грузов. 112 сухогрузов доставили в Архангельский морской торговый порт в течение этого года 722261 тонну грузов: заводское оборудование, танки, самолеты, автомашины, вооружение, боеприпасы, взрывчатые и отравляющие вещества, походные электростанции                и автомастерские, продукты питания, посылки красного креста и т.п. Из них 51% был обработан в Молотовске, 41,6% - на Бакарице и 7,4% - в Экономии [25].                 В 1944 году завод № 402 отремонтировал и рекордное количество иностранных кораблей – 26. А в начале 1945 года Архангельский морской торговый порт принял суда последних караванов JW-63, JW-64, JW-66 и JW 67.

Всего за годы войны по данным Инженерного управления Наркомата внешней торговли СССР в порту Молотовска было принято и обработано более 1200 тысяч тонн грузов, порядка 63 % всего объема грузов, поступивших через Архангельский морской торговый порт по беломорскому региону, в том числе более 920 тысяч тонн импортных грузов военного назначения союзных караванов, пришедших по северному пути из общего количества свыше 1,9 миллиона тонн грузов по ленд-лизу [26]. С заводских причалов было отгружено более 70 тысяч вагонов вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия. За годы войны на заводе № 402 были отремонтированы и перевооружены  139 кораблей и судов, в том числе 33 боевых корабля и вспомогательных судна ВМФ, 24 ледокола, 12 советских и 70 иностранных транспортов, получивших повреждения в ходе транспортных операций на Севере [27].

Таким образом, в течение всей Великой Отечественной войны важнейшей задачей порта Молотовска и завода № 402 являлась организация работ по приему       и ремонту транспортов союзных конвоев. При наличии ледокольных средств  он мог работать в течение всего года. Все суда с осадкой от 24 футов принимал только Молотовск. Благодаря реконструкции он стал и самым механизированным участком Архангельского морского торгового порта. Завод № 402, созданный              во время войны в Молотовске порт и сам город  сыграли решающую роль в деле приемки и доставки вглубь страны и к фронту важнейших грузов, направлявшихся в СССР союзниками через Белое море.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: